+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.06.2019 11:43:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

РЖД предлагают тарифное коромысло

За последние 3 месяца монополия внесла ряд инициатив, которые взбудоражили участников рынка. Одной из последних стало предложение изменить тарификацию порожнего пробега. Цель инициативы – сокращение дальности порожнего пробега. Сегодня перевозка грузов 1 класса становится технологичной, повышается маршрутизация, но обратная сторона данной медали – рост дальности порожнего пробега. Для РЖД порожний пробег – это доходная перевозка, которая относится к 2 классу, но тарифицируется не за 1 т, а за 1 осе-км.
РЖД предлагают тарифное коромысло
В 2003 году при принятии нового Прейскуранта тариф на порожний пробег зависел от класса перевозимого груза, и операторы были заинтересованы в так называемой отмывке, то есть после перевозок грузов 3 и 2 класса они стремились, хоть и на короткое плечо, но погрузить груз 1 класса.

Потом эту зависимость отменили, перевели порожние пробеги в 2 класс, и стремление операторов к загрузке порожних вагонов встречным грузом пропало. Сегодня РЖД решили побороться с порожняком и хотят ввести тарифное коромысло: стимулировать порожние короткие плечи за счет порожних дальних.

С учетом распределения порожних перевозок по поясам дальности под тарифный удар попадают все сырьевые грузы, идущие на экспорт. Сырьевые перевозки для нужд металлургии выиграют, так как для них тариф будет снижен. Правда, весь выигрыш будет съеден переводом сырья в 2 класс.

Что получит монополия от такого решения? Первое, это дополнительные доходы – не менее 7 млрд руб. Это небольшие деньги, но в любом случае РЖД по зернышку клюют. Второе – сокращение порожнего пробега (гипотетически). Это может дать экономию в расходах порядка 3 млрд руб. Общий выигрыш – 10 млрд руб., но на что они будут потрачены?

МПС не раскрывало в официальной отчетности затраты на перемещение инвентарных порожних вагонов, но применяло балансовый метод, который обеспечивал передислокацию порожняка с одной дороги на другую в соответствии с потребностями.
Конечно, и там все было не очень эффективно, но средняя длина рейса порожнего вагона после отказа от инвентарного парка выросла в 3,5 раза.

Тарифные методы стимулирования – эффективный инструмент, но только в том случае, если стимулируется конкуренция, а не защищается естественная монополия.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions