Сегодня наблюдается избыток вагонов на сети. По данным ЦД и ЦФТО, стоят в ожидании работы около 100 тыс. технически исправных грузовых вагонов.
Еще одна тенденция: операторы не спешат отправлять свои вагоны в плановый ремонт, поскольку не видят загрузки для своего парка. Поэтому мы видим увеличение динамики и нерабочего парка, которому требуется деповской и капитальный ремонт – он вырос с начала текущего года на 12%. Остаток такого парка в деповском ремонте – 23,6 тыс. ед. подвижного состава, а в ожидании капитального ремонта простаивает 6271 вагон. Из этого количества более 20 тыс. вагонов располагается на путях общего и необщего пользования и фактически не едет в ремонт. Мы видим фактически просадку не только рынка операторов, но и вагоноремонтных предприятий. Данная тенденция сохранится и в III квартале текущего года.
При этом общий объем заказов, по прогнозу Минпромторга до конца года составит около 36–40 тыс. грузовых вагонов. По-видимому, лизинговые компании не слишком внимательно прислушивались к прогнозам по спросу и предложению на вагоны. Заказы на вагоностроительных заводах продолжали размещать, несмотря на профицит парка и снижение ставок на предоставление вагонов.
Объем избытка можно обсуждать. Но, согласно расчетам Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», оптимальное для эффективной работы железнодорожного транспорта количество грузовых вагонов составляет 950 тыс. ед., максимум – 1 млн ед.