Вопрос о применении новой технологии возникает в Европе при развилке: электрификация существующих путей или использование топлива (дизель, водород)/аккумуляторных батарей. В следующей развилке –водород/другой источник энергии – водород востребован только при наличии поблизости полигонов эксплуатации дешевых источников энергии, которые обеспечат адекватную экономику выработки водорода и его хранения (затраты на сжатие и криогенные технологии в случае сжиженного водорода) и развитой химической промышленности, в которой водород является одним из промежуточных продуктов.
Разработка пилотных решений на основе альтернативных источников энергии (водород, литий-ионные батареи) укладывается в стратегию международной экспансии «Трансмашхолдинга». Такие решения есть уже у Alstom (поезд Coradia iLint для Германии), с ними работают Siemens, Bombardier, водородными трамваями занимается CRRC. Таким образом, разработки со стороны ТМХ в сфере тяги на новых источниках энергии – это сигнал для всех заинтересованных сторон, что российский производитель стремится быть на одном уровне с НИОКР глобальных лидеров. Также напомню, что в ОАО «РЖД» первые решения об освоении водородных технологий были приняты еще в 2007 году.
Проекты транспорта на водородном топливе пока невозможно реализовать без государственной поддержки, и поэтому при их планировании важно учитывать факторы мировой технологической конкуренции. На данный момент основным бенефициаром внедрения водородной тяги является Канада, где находятся два основных промышленных производителя водородных топливных элементов. С учетом того, что родиной водородных технологий является ракетно-космическая сфера, Россия имеет все перспективы работать на этом рынке. К примеру, на разработанном АО «ВНИИЖТ» в начале 2010-х гг. экспериментальном энергетическом вагоне применены отечественные топливные элементы, созданные Уральским электротехническим комбинатом и доработанные в РКК «Энергия». Таким образом, если проект развития водородного транспорта и соответствующей инфраструктуры будет осуществляться с участием государственного финансирования, то с точки зрения государства будет целесообразным заложить в него требования по внедрению отечественных технологий водородных топливных элементов.