Долгосрочный финансовый лизинг является ключевым инструментом финансирования подвижного состава с учетом растущего периода окупаемости вагонов. В то же время мы наблюдаем спрос на операционную аренду вагонов, особенно в периоды дефицита определенных видов подвижного состава на рынке.
В текущих условиях поддержку рынку могут оказать аналогичные программы субсидирования или так называемый вагонный trade-in для обновления парка в условиях роста цен на подвижной состав и снижения спроса. А ключевой мерой поддержки железнодорожной отрасли стало бы применение механизмов субсидирования ключевой ставки в целях поддержания устойчивости бизнеса и сокращения инфляционных рисков.
Сегодня мы находимся в постоянном контакте с крупнейшими вагоностроителями и владельцами подвижного состава, принимаем участие в профильных мероприятиях и внимательно отслеживаем тенденции и ситуацию в отрасли.
В 2021 году, по данным исследования агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса на рынке лизинга оценивается в рекордную сумму – более 2 трлн руб. Сегмент лизинга железнодорожной техники вырос до 246 млрд руб., показав прирост на 32% по сравнению с 2020-м. Росту сегмента способствовали сразу несколько факторов: эффект отложенного спроса и рост грузоперевозок на фоне восстановления деловой активности. И все это – несмотря на ряд проблем, с которыми столкнулись владельцы подвижного состава. Это и рост стоимости вагонов и комплектующих из-за двукратного роста цен на металл, и инфраструктурные ограничения, и логистические сбои, вызванные эпидемиологической ситуацией.