Зачастую, особенно в период проведения плановых работ по ремонту и реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта, вагонопотоки отклоняют на параллельные (кружные) маршруты следования. ОАО «РЖД» при этом, как правило, несет дополнительные операционные затраты, которые могли бы быть компенсированы путем взимания провозных платежей за фактически пройденное расстояние, но с согласия грузоотправителей. Конечно, для этого требуется соответствующее обоснование.
Сложилась ситуация, в которой, с одной стороны, ОАО «РЖД» заинтересовано в росте объемов перевозимых грузов, но не готово нести дополнительные затраты на его перемещение кружностью, с другой стороны, грузоотправители не видят объективной необходимости увеличения тарифа в соответствии с правилами Минтранса России и полагают, что перевозчик обязан везти груз любыми маршрутами без изменения тарифа.
Поэтому вопрос получения объективной, научно обоснованной доказательной базы решений по пропуску вагонопотоков с увеличением расстояния перевозки из-за высокой загрузки инфраструктуры имеет большое значение для экономики компании.
Рынку перевозок необходимы понятные правила их планирования и принципы недискриминационного доступа к инфраструктуре.
В ОАО «РЖД» специалистами Центра моделирования бизнес-процессов с причастными описаны процессы согласования заявок формы ГУ-12 в общем виде и автоматизированное согласование заявок на перевозку в динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМ ЗИ).
Описание процесса показало, что еще не все элементы процесса планирования автоматизированы. Вместе с тем ДМ ЗИ устойчиво работает с начала 2022 года. Стоит отметить, что ДМ ЗИ автоматически (без участия специалистов) уже согласовывает 80% заявок, из них с изменением графика отгрузки – 34%, и предлагает грузоотправителям более 5% грузов отправлять альтернативными маршрутами…
Научные исследования в части совершенствования механизмов планирования целесообразно продолжить на основе интеллектуальных подходов и алгоритмов машинного обучения и практически реализовывать разработанные алгоритмы в целях полного исключения субъективных факторов в процессе принятия решений при приеме груза к перевозке на железнодорожном транспорте.