Решение, разработанное компанией «Нумерал» совместно с союзом «Объединение вагоностроителей», представляет собой дополнительную маркировку (штрихкодом DataMatrix или RFID-меткой) каждой детали вагона с последующей системой контроля. Паспортные данные формируются еще до выхода подвижного состава с конвейерного производства. История эксплуатации детали фиксируется на этапе сборки в сборочную единицу, установки на транспортное средство. В дальнейшем перечень сведений об изделии будет пополняться данными о различных видах ремонта, смене собственника и т. п., вплоть до утилизации. Все это обеспечит качественный учет и прослеживаемость жизненного цикла детали, контроль за ее перемещением и оперативный поиск.
Автоматизированная система будет эффективна для всех заинтересованных сторон: вагоностроителей, операторов, вагоноремонтных компаний, регулятора. Например, собственники получат инструмент мониторинга текущего состояния парка и контроля за ремонтными операциями, возможность понимать остаточный ресурс подвижного состава.
Для создания сквозных процессов учета деталей вагона реализованы схемы интеграции системы с действующими ИT-программами участников рынка. Например, синхронизирована работа с АС «Электронный инспектор». Для учета деталей берутся данные испытательных стендов и из производственных систем предприятий, формируются сведения для формирования паспорта качества изделия, которые поступают в программу подтверждения годности продукции, согласуются с другими автоматизированным средствами контроля. На выходе подтверждается информация о том, что деталь можно передавать следующему участнику процесса.
Стоит сказать, что в текущей ситуации, когда есть некоторые проблемы с производством в стране определенных видов деталей вагона и существует вероятность поставки через третьи страны, очень важно понимать происхождение изделий, отслеживать их качество, в том числе с учетом проведенного ремонта. Ресурсы нашей системы позволяют это делать.
Во время пилотного проекта определялся экономический эффект. Конечно, для каждого предприятия он будет разный, в первую очередь это зависит от внутренних производственных процессов. В целом нами зафиксировано, что экономия может составить от 5 до 20% капитальных затрат.
Немаловажно, что между всеми взаимодействующими на рынке сторонами создается юридически значимый безбумажный документооборот, который избавит от множества ручных процессов, что сократит трудозатраты на учет, паспортизацию и приемку продукции, позволит избежать возможных ошибок.
Предлагается сделать систему паспортизации и учета основной платформой для организации общесетевой системы прослеживаемости составных частей вагона, создать оператора для ведения соответствующей работы на железнодорожном транспорте, в целом сформировать отраслевые стандарты контроля оборота вагонных деталей (кстати, ООО «ВНИЦТТ» в рамках рабочей группы с Объединением вагоностроителей уже сформирован проект стандарта по маркировке, учету и управлению жизненным циклом деталей). Для масштабирования этой работы предлагаем подключиться к платформе всем заинтересованным участникам отрасли.