К тому же РЖД спекулируют своим монопольным доступом к инфраструктуре. Все мы знаем, что сегодня на сети существует более 10 тыс. узких мест, и даже несмотря на дополнительные инвестиции, количество таких мест практически не сокращается. На протяжении 6 лет мы видели реализацию проекта по расширению подходов к Азово-Черноморскому бассейну, и на это было выделено более 100 млрд руб. инвестиций. Сегодня же большинство полученных мощностей планируется отдать под пассажирские перевозки на Крымский полуостров. При этом, по нашим прогнозам, объем перевозимых грузов будет еще меньше.
Прозрачность политики долгосрочного тарифного регулирования также вызывает вопросы. РЖД взяли курс на увеличение выручки, экспортную надбавку включили внутрь тарифа, и теперь ежегодно она будет индексироваться и, соответственно, повышаться. В свою очередь, процесс получения скидки на перевозку занимает 3–6 месяцев и является достаточно сложным.
Но отток грузов на автотранспорт зачастую связан даже не с тарифным регулированием, а с невозможностью своевременно получить качественную услугу. Анонсируемый ежегодный рост производительности компании на 5% вызывает большие сомнения и, скорее всего, обеспечивается сокращением числа линейных сотрудников, которые как раз были задействованы в процессе обеспечения качественных и своевременных грузовых перевозок.