На протяжении всего года на фоне масштабных работ по развитию инфраструктуры увеличение провозной способности Восточного полигона достигалось за счет реализации новых технологических решений. Например, в 2022 году на восточном направлении было проведено 16 тыс. поездов массой 7,1 тыс. т, начались пропуски сдвоенных составов массой 14,2 тыс. т. По итогам 2022-го провозная способность Восточного полигона достигла 158 млн т.
В настоящее время работа по увеличению пропускных и провозных способностей Восточного полигона продолжается как за счет развития инфраструктуры, так и за счет обновления подвижного состава. В 2023 году только на Забайкальскую дорогу планируется поставить 113 электровозов серии 3ЭС5К «Ермак».
В 2023-м нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет недостаточно. Регулирующим органам совместно со всеми участниками перевозочного процесса предстоит непростая работа по учету всех интересов и организации пропуска грузов в восточном направлении.
Дополнительным фактором в разгрузке Восточного полигона может стать выстраивание в больших объемах логистических цепочек по альтернативным маршрутам, например, к портам Северо-Запада. По итогам 2022 года отправки угля в Китай через Северо-Запад увеличились в 3 раза.
Минтранс в конце 2022-го в целях переориентации контейнерных грузопотоков предлагал увеличить тарифы на контейнерные перевозки на Дальний Восток при одновременном их снижении для перевозок на Северо-Запад.