Второй аспект – долгосрочное тарифное регулирование. Здесь должно быть четкое понимание, как должна строиться формула индексации. Кроме того, нужно понимать, что мы должны увеличить период долгосрочного регулирования. Нужно говорить как минимум о 10-летнем периоде замораживания схемы индексации тарифов.
Кроме того, в периоде долгосрочного тарифного регулирования необходимо исключить введение дополнительных надбавок, сборов или каких-то других конструкций, которые увеличивают тариф по формуле индексации.
В периоды долгосрочного тарифного регулирования нельзя вносить изменения в сам прейскурант (Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами»), каким бы он ни был – старым или новым и т. д. Сегодня мы видим, что экспортный тариф в виде 8% вначале шел как надбавка. Сейчас он перекочевал в тело прейскуранта, что в принципе в системе не допустимо.
Что необходимо учесть при формировании тарифов? Как я уже говорил, во-первых, необходимо разделить антимонопольное регулирование и тарифное. Во-вторых, необходимо сохранить равнодоступность всех участников перевозки к инфраструктуре. Сейчас активно обсуждается вопрос продажи какой-то доли акций РЖД на открытых рынках. Соответственно, здесь возникает вопрос корпоративного управления. Это также может отразиться в тарифном регулировании.
И самый главный вопрос – инвестиции. Мы должны понимать, что инфраструктура должна развиваться. Как? Через инвестиционный тариф или какие-то возможные инструменты? Все это нужно прорабатывать. Но, повторюсь, инфраструктура должна развиваться независимо от экономической конъюнктуры, независимо от того как себя ведут те или иные рынки. Инфраструктура развивается не на 5 и не на 10 лет, а как минимум на 30–50 лет.
На итоговом правлении РЖД будут обсуждены итоги 2019-го и поставленные задачи на 2020 год. В числе задач, которые РЖД видят для реализации в 2020-м, есть продолжение работы по расхождению классности. Кроме того, до 1 декабря поручено разработать тарифный модуль в части формирования стоимостной основы тарифов на основе данных о расходах по отдельным маршрутам и участкам инфраструктуры.
Также задача на 2020 год – перевод с участковой на поездную модель данных с формированием доходов и расходов по отдельным поездам на участках сети с учетом длины и веса поезда в каждом конкретном составе. По этим поручениям, мне кажется, вполне видно, в какую сторону будет двигаться тарифная система.