Участники ВЭД стараются фиксировать выгодный курс валют с учетом текущих реалий. Это означает закупку валюты для оплаты товара в определенные дни и увеличение количества предварительных деклараций на товар. В свою очередь, увеличение количества предварительных добавочных листов для таможенных представителей означает существенное увеличение нагрузки в короткий промежуток времени. Это приводит к невозможности выстраивания стабильного графика работы на долгий период.
Обозначу наши ожидания в долгосрочной перспективе. Во-первых, это уменьшение объема импорта из-за увеличения стоимости товара в пересчете на рубли. Во-вторых, ограничения на поставки ряда товаров из стран ЕС и США вследствие эмбарго. В-третьих, практически полное прекращение внешнеэкономического взаимодействия с Украиной. В-четвертых, автомобильные перевозчики столкнутся с еще большими трудностями в обновлении автопарка.
Кроме того, морские линии, морские терминалы, авиаперевозчики, железнодорожные терминалы столкнутся с проблемами при обновлении своей инфраструктуры. Участники ВЭД вынуждены будут переориентироваться на импорт и экспорт из Азии. Увеличение доли транзитных перевозок по железнодорожной инфраструктуре РФ по направлению Азия – Европа – под вопросом, ранее озвучивались планы РЖД увеличения этого показателя в 4 раза к 2027 году. Также обозначу возможное банкротство компаний, которые были напрямую завязаны на импорт и экспорт с Украиной, в случае если они не смогут оперативно перепрофилироваться.
Я напомню, что объем экспорта РФ на Украину по итогам 2021 года составил $8 млрд 129,5 млн, что на 28,8% больше, чем в 2020-м ($6 млрд 310,5 млн). Объем импорта РФ с Украины по итогам 2021 года также увеличился – на 12%, до $4 млрд 154,8 млн, с $3 млрд 694,2 млн. Это существенный объем, который затрагивает многие компании на всех этапах цепи поставок: перевозчики, импортеры и экспортеры, экспедиторы, таможенные представители и т. п. Таким образом, под удар попадут многие компании.