Снижение погрузки отмечено вот уже четвертый месяц подряд. Напомним, что в марте 2024 года оно составило 3,5% к аналогичному периоду прошлого года, феврале – 1,4% и январе – 4,3% соответственно.
Перевозчик причины для этого называл разные. В апреле текущего года он сослался на то, что негативное влияние на объемы погрузки массовых грузов оказал ряд факторов.
Среди них назывались внеплановые ремонты на предприятиях-грузоотправителях. К ним добавились ограничения на экспорт нефтепродуктов, введенные правительством.
Кроме того, в апреле сохранился невысокий спрос на перевозки угля в порты Юга. В телеграм-канале ОАО «РЖД» было отмечено также сокращение предъявления строительных материалов – на фоне завершения крупных инфраструктурных проектов.
Что в плюсе?
О достижениях, достигнутых в апреле текущего года, сообщил на брифинге для грузоотправителей заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
По его словам, позитив был достигнут в погрузке минудобрений, зерна и грузов в контейнерах. К ним согласно оперативному учету следовало добавить также погрузку промышленного сырья и формовочных материалов.
Также в ОАО «РЖД» был отмечен рост объемов перевозок на железных дорогах в восточной части страны. В частности, внутренние перевозки нефтепродуктов здесь выросли на 9%, а экспорт грузов через пограничные переходы восточного полигона превысил прошлогодние показатели на 21%.
Одним из инструментов для максимально полного использования пропускных способностей магистралей на востоке стало формирование полносоставных поездов из инновационных вагонов повышенной грузоподъемности.
Технология позволяет вывезти дополнительные объемы грузов тем же количеством подвижного состава. Доля таких вагонов на восточном полигоне составляет 44%.
Использование инновационных вагонов показало себя наиболее эффективно на лимитирующих участках инфраструктуры, считают в ОАО «РЖД».
Уголь – в сети ограничений
Однако в минус сеть потянул целый ряд якорных номенклатур. Прежде всего это уголь, погрузка которого сократилась на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Внутренние перевозки угля выросли. Но это не помогло скомпенсировать падение экспорта до 15,1 млн т (-10,4% к апрелю прошлого года). По данным участников рынка, наибольшее количество угля было экспортировано в Китай (7,2 млн т). Поставки в ОАЭ составили 3,4 млн т, в Индию – 1,9 млн т и в Турцию – 1,7 млн т.
При этом основное снижение связано с экспортом через морские порты юга и северо-запада. При этом через погранпереходы было перевезено больше угля, но объемы в данном случае были незначительными.
По данным угольщиков, они смогли отправить столько продукции, сколько позволила пропустить железнодорожная сеть. По данным Минэнерго РФ, в приоритете в апреле остался экспорт через порты Дальнего востока.
Но как отметил руководитель проектов «Яков и Партнеры» Александр Умрихин, весной отправки через порты Черного моря могли быть интересны экспортерам. В частности, благодаря спросу на уголь в Турции и Индии.
По мнению экспертов, есть интерес и к поставкам угля на экспорт через Мурманск. Но на мурманском ходу перевозки сдерживали пропускные способности железных дорог.
Нефтянка подкачала
В минус в апреле ушли также перевозки нефти и нефтепродуктов (-4%). Вниз потянул экспорт не столько бензина, сколько мазута: его вывоз за рубеж, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», снизился на 12%, а это по объему – одна из ключевых позиций для РЖД.
Отправки мазута ограничивала сеть: НПЗ не могли уложиться в рамки логконтролей. В результате часть груженых цистерн отправлялась на простой. А для последующих отправок уже требовался дополнительный подогрев груза.
Другая номенклатура, потянувшая вниз, – дизтопливо (-13%). На него не было ограничений на экспорт в апреле. Тем не менее сеть не пропускала цистерны в сторону морских портов.
Кроме того, на 30% упал экспорт керосина.
Выручили сеть рост экспорта нафты, а также прибавка внутренних перевозок бензина и битума для дорожного строительства. Но эта прибавка была нивелирована снижением внутренних отправок темных нефтегрузов. И вот здесь уже объяснить причины сложно.
Если верить клиентам, то они просто не могли отправить столько, сколько требовалось: сдерживала погрузку сеть. Приходилось переключаться на автотранспорт.
Что ждем в мае?
В минус также ушла на РЖД погрузка стройгрузов, руды, черных металлов и лома из них, метизов, цемента, леса, химикатов и соды.
Меньше было отправлено и сборных грузов, а также целого ряда прочих номенклатур, перевозимых на сети небольшими партиями (скоропорт, промтовары). Но поскольку они учитываются вместе с палитрой других видов «мелкопорционных» грузов (бумага, сахар) и контейнерами, то сводный итог вышел в плюс (+1% по сравнению с апрелем 2023 года).
Май ожидается для погрузки на РЖД прохладным. В целом погрузка ожидается ниже уровня аналогичного периода 2023 года. По оценкам экспертов, снижение, правда, не превысит 3%. По оптимистичным прогнозам, может быть достигнут и лучший результат.
Александр Солнцев