По данным S&P Global, российские производственные компании сообщили о замедлении темпов роста выпуска продукции, создания новых рабочих мест, увеличении объема незавершенных работ, что в значительной степени было обусловлено увеличением сроков поставки сырья и снижением эффективности работы поставщиков.
При этом темпы расширения закупок сырья замедлились, а запасы – сократились. Из-за этого Индекс менеджеров по закупкам (PMI) сократился в августе на 1,5 п. п. по сравнению с июлем. Аналогичный тренд отмечен уже третий месяц подряд. Однако август показал самые слабые результаты за указанный период.
Сеть борется и не сдается
Итак, российские производители в очередной раз отметили значительное увеличение сроков поставок. Причины – проблемы с логистикой из-за санкций, с одной стороны, и перегруженность транспорта, с другой стороны, что и привело к очередному ежемесячному ухудшению показателей поставщиков.
При этом ожидались улучшения на фоне замедления темпов инфляции издержек. Причем по некоторым позициям было отмечено даже снижение затрат.
Эти данные наводят на неутешительный вывод: летом РЖД сыграли роль своего рода тормоза для российской экономики, поскольку предприниматели указали на связь основных проблем с доставкой сырья и вывозом готовой продукции. И только после этого позиционировались сложности из-за сбоев в выполнении контрактных обязательств контрагентов по цепям поставок.
Источник в ОАО «РЖД» в свою очередь сообщил, что основной целью холдинг ставил в августе борьбу с поднятием брошенных поездов и оптимизацию движения порожних вагонопотоков. Это делалось с учетом ожиданий улучшения динамики погрузки осенью текущего года.
Очень строго квотируемый груз
Спад в погрузке угля в августе составил 5%.
Представители региональных властей сообщили о том, что угольная отрасль России оказалась в кризисе из-за невозможности вывозить весь добываемый объем продукции. Углю сложно попасть на экспорт на юг. Есть затруднения и на пути в Мурманск. И на РЖД хронически не справляются с перевозкой угля на восток в морские порты.
«Российские угольные регионы толкаются локтями за право попасть в гарантированные квоты транспортировки и взывают к федеральной власти», – отметил респондент.
В Минэнерго полагают, что вопрос об увеличении квот необходимо рассматривать комплексно при разработке индикативных планов лишь на будущий год.
В Argus зафиксировали сильное падение цен на металлургический уголь из-за низкого спроса на сталь в Китае, что особенно болезненно для российских экспортеров. Если еще в начале июня биржевая ставка держалась около $150, то в конце августа она приблизилась к $130 за тонну.
Снизились мировые котировки и на энергетический уголь. Однако перспективы для его экспорта оставались неплохими. В частности, РФ заняла второе место по поставкам угля в Индонезию после Австралии. А Индонезия – главный экспортер угля в мире. Для самой Индонезии увеличение поставок не имеет особого значения. Важнее, что российские компании находят новые рынки сбыта.
Вот, собственно, почему в Минэнерго РФ и считают, что квоты экспортерам на 2025 год целесообразно увеличить. Ведь потребности в вывозе угля по железной дороге на восток есть у многих угледобывающих регионов России. В очередь еще встали угольщики Донбасса. Но для них не предусмотрены квоты на РЖД в текущем году.
Что еще в минусе?
Необычным явлением для августа 2024 года стала провальная погрузка зерна на РЖД. От весеннего роста – к снижению на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Это не очень-то увязывается с прогнозами на урожай текущего года. Его снижение оценивается на уровне около 10–12% к 2023-му, а экспорта – 3%.
Нестыковку можно объяснить увеличением доли вывоза зерна автотранспортом.
Еще одна провальная позиция на РЖД – погрузка промсырья (-25%). Причем следом шла практически вся номенклатура ГМК: черные металлы, металлолом и кокс. Исключение составила только руда (+3,1%).
Спад коснулся также погрузки строительных грузов (-15%) и цемента (-4%). Здесь ситуация почти не изменилась по сравнению с июлем.
Погрузка контейнеров поет романсы…
В минус ушла и погрузка сборных, палетированных и контейнерных грузов. Вместе с прочими грузами спад составил 3%. Ранее снижения погрузки грузов в контейнерах на сети не наблюдалось.
Причем позитив в контейнерных перевозках при расчетах в теусах обычно обеспечивал импорт и внутренние рейсы. Однако анализ технологии перевозок контейнеров в полувагонах заставил усомниться в данных, которые представляли в РЖД. Традиционно считалось, что в транспортировках от морского порта до станции назначения контейнеры включались в импорт, поскольку растаможка шла именно в конце пути.
Недавно эксперты обратили внимание на то, что между данными по сдаче и отправке груза с оперативной статистикой ОАО «РЖД» имеются разночтения. Соответственно, в последней перевозки могут засчитываться дважды: как импорт – в первой части пути (при отправках в полувагонах из морского порта РФ) и как внутренние перевозки – во второй части (при транспортировке на фитинговых платформах после перевалки контейнеров из полувагонов в Сибири).
В таком случае в августе спад должен был охватить не только погрузку экспорта, но часть внутренних перевозок – если убрать из них ту долю контейнеров, которую доставляют с перевалочной станции в Сибири до станции назначения внутри РФ. Она должна оставаться включенной в отчетность по импорту. Эксперты выдвинули гипотезу, но разъяснений от ОАО «РЖД» не получили.
Слабые нотки позитива
В плюсе оказалось погрузка нефтегрузов (+1,1%). Данные о структуре перевозок данных номенклатур поступают позднее. А пока лишь можно предположить, что в позитив сеть вывел прирост экспорта нефтепродуктов и внутренних перевозок топлива для автотранспорта и техники. По всем остальным позициям должен просматриваться минус.
О восстановлении экспорта российской нефти морем в августе со ссылкой на данные отслеживания судов сообщил Bloomberg. На фоне новых санкций США против судов, перевозящих российскую нефть в обход потолка цен, теневой флот РФ продолжил расти. В общей сложности ограничительные меры коснулись 49 судов, однако в перевозках оказались задействованы 74 новых танкера. Этим обстоятельством объясняется снижение скидок на российскую нефть и сохранение доходов России, отметил Bloomberg.
На таком фоне вырос и морской экспорт ряда нефтепродуктов. А рост внутренних перевозок топлива связан с увеличением доли автотранспорта из-за переключения части перевозок с РЖД (в т. ч. при увеличении дальности отправок фурами). Доля потребления топлива для нужд СВО тоже выросла, но она в суммарном итоге ж/д перевозок малозаметна.
Также в плюсе оказалась погрузка минудобрений (+3,1%). Здесь опять-таки прибавка достигнута за счет экспорта.
Прогноз хуже ожиданий
Прогноз на август в прошлый раз оказался в целом верным: погрузка осталась в отрицательной зоне. Однако участники рынка минус в августе оценили на уровне 3%.
Ожидалось, что на сети выполнят ожидания ускорить движение поездов и ослабить давление от заторов в зоне ответственности ОАО «РЖД». Но не получилось. Результат оказался хуже прогнозов.
Сеть по-прежнему отсеивала часть грузопотоков.
Поэтому прогноз на сентябрь опять-таки неутешительный: спад в погрузке останется, хотя и, по-видимому, уменьшится. Улучшений можно ждать в таком случае не раньше октября.