+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.07.2018 12:58:32
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в июне – июле 2018 года

НПК ОВК представляет обзор железнодорожного рынка РФ в апреле – мае 2018 года.
Июнь: рост перевозок всех грузов за исключением стройматериалов и цемента продолжился

В июне 2018 года рост перевозок продолжился: погрузка составила 107 млн т (+3,1% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот – 208,9 млрд т-км (+3,0%).

Выросли перевозки угля (+5,0%), нефти и нефтепродуктов (+1,6%), железной и марганцевой руды (+8,15%), черных металлов (+20,4%), лесных грузов (+5,4%), удобрений (+4,3%), цветной руды (+4,7%), лома (+6,7%) и зерна (+90,9%). При этом снизились перевозки строительных грузов (-10,5%) и цемента (-10,3%).

По словам первого заместителя генерального директора РЖД Вадима Михайлова, планируется ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% – достижение этого показателя необходимо для исполнения майского указа президента РФ.

При этом в 2018 году рост погрузки на сети РЖД ожидается на уровне 3%, что возможно с учетом текущей динамики: за I полугодие 2018-го погрузка увеличилась на 3,4% по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года.

Уголь: высокий мировой спрос на уголь сохранится

Погрузка угля в июне выросла к прошлому году на 5,0% и составила 29,4 млн т, установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 186,2 млн т угля, что на 5% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

В июне выросли как внутренние (+6,7%), так и экспортные (+1,2%) перевозки. Больше других стран импорт российского угля нарастили Германия (в 10 раз) и Польша (в 1,6 раз) – прирост поставок в эти страны составил около 900 и 500 тыс. т соответственно. Кроме того, существенно увеличились поставки в Японию (+8%) и на Украину (+16%).

Эксперты высоко оценивают мировой спрос на уголь несмотря на снижение стоимости возобновляемой энергии. США, Китай и страны Европы сокращают угольную генерацию, преследуя экологические цели. Однако развивающиеся страны ставят для себя в первую очередь задачи бесперебойного электроснабжения и поддержки своей промышленности, поэтому они по-прежнему инвестируют в угольную генерацию.

Так, по прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на уголь будет расти как минимум до 2022 года. При этом спрос в Китае будет ежегодно снижаться на 11 млн т, в европейских странах Организации экономического сотрудничества и развития – на 30 млн т, в Северной Америке – на 37 млн т. Но падение потребления с избытком компенсирует ежегодное увеличение спроса на 135 млн т в Индии и на 70 млн т в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Россия уже осваивает новые рынки: госпредприятие «Крымские морские порты», созданное в 2014 году, начнет отгружать уголь, пшеницу и стройматериалы для Сирии в конце этого года из портов Керчи и Феодосии. В течение 2019-го речь может идти об объемах в 1 млн т грузов с наращиванием к 2021-му до 5 млн т. По словам генерального директора предприятия Алексея Волкова, «сирийский проект» позволит компании выйти на самоокупаемость за счет увеличения перевалки. В настоящее время ее объемы – менее 1 млн т грузов в год, тогда как возможности крымских портов оцениваются в 23 млн т.

Таким образом, прогнозируется дальнейший рост перевозок угля железнодорожным транспортом с учетом высокого мирового спроса на этот энергоноситель.

Нефть и нефтепродукты: позитивная динамика будет недолгой

Погрузка нефти и нефтепродуктов в июне выросла на 1,6% и составила 19,1 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 117,9 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,1% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Увеличение перевозок в июне обусловлено наращиванием отправок нефтяных тяжелых остатков (рост в 6 раз по сравнению с июнем прошлого года), газойля (в 3 раза) и газового бензина (+8%).

По данным члена правления «ИСР Транс» Олега Яценко, отсутствие падения перевозок в июне обусловлено предоставлением РЖД скидок многим нефтепроизводителям, в частности компании «Роснефть». Однако уже в августе – сентябре с запуском трубопровода на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод количество перевозимой нефти и нефтепродуктов снизится, и по результатам года прогнозируется падение.

По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, готовится пилотный проект по участию РЖД в биржевых торгах услугами по перевозке, в первую очередь, нефтеналивных грузов, призванный существенно повысить оперативность доставки. В ближайшее время будет подписано соответствующее распоряжение, в рамках которого совместная рабочая группа (при участии РЖД, биржи и ФАС) подготовит этот проект к реализации с возможностью поэтапного расширения механизма и на другие товарные рынки.

Несмотря на то, что активная деятельность РЖД и государства тормозит отток нефтеналивных грузов с железнодорожного транспорта, уход части объема неизбежен. В дальнейшем ожидается снижение перевозок нефтеналивных грузов по железной дороге.

Строительные грузы и цемент: погрузка пока продолжает снижаться

Погрузка строительных грузов в июне снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 10,5% и составила 11,1 млн т, а цемента – на 10,3% и составила 2,6 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 63 млн т строительных грузов и 11,8 млн т цемента, что на 3 и 5,2% ниже показателей аналогичного периода 2017-го.

По данным Росстата, в июне ввод жилья составил 5,3 млн кв. м, что на 16,9% ниже показателя июня 2017 года. При этом за 6 месяцев 2018-го ввод жилья на 3,8% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В настоящее время правительство разрабатывает национальный проект «Жилье и городская среда», который предполагается принять до 1 октября 2018 года, а все показатели, заложенные в нем, планируются к реализации до 31 декабря 2024-го. Среди целевых показателей отмечается введение в строй 120 млн кв. м жилья ежегодно, увеличение доступности ипотеки (то есть увеличение числа кредитов) вдвое, снижение ставки по кредитам как минимум до 8% и изменение индекса качества городской среды. К срокам окончания проекта планируется реализовать не менее 90% запланированных мероприятий по благоустройству дворовых, общественных территорий и мест массового отдыха по программам комфортной городской среды. К этому же времени предлагается создать постоянно действующие механизмы расселения аварийного фонда, уточнить параметры признания дома аварийным, и уже к 2021 году соотношение расселяемого аварийного жилья к признаваемому аварийным должно стать сопоставимым или даже превышать его.

По данным Росстата, производство цемента в России за I полугодие 2018-го сократилось на 3,5% к аналогичному периоду прошлого года, при этом падение в июне также составило 3,5% к июню 2017-го.

Восстановление железнодорожных перевозок строительных материалов и цемента ожидается по мере реализации планов правительства по увеличению застройки и запуска новых проектов. В краткосрочной перспективе на фоне завершения малочисленных проектов 2014–2015 гг. вероятно дальнейшее снижение объемов погрузки.

Черные металлы: рост перевозок по всем направлениям

Погрузка черных металлов в июне выросла к уровню предыдущего года на 20,4% и составила 6,5 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 39,5 млн т черных металлов, что на 12,2% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Рост погрузки в июне произошел за счет как внутренних (+15%), так и экспортных (+20%) перевозок. На российском рынке растет потребление путевой решетки (в 1,5 раза), стальных труб большого диаметра (в 1,8 раза) и чугуна, который почти не перевозился в прошлом году на внутренних направлениях. Экспортные отправки увеличились в Тайвань (в 3 раза), Турцию (в 1,5 раза) и Мексику (в 2 раза).

Согласно данным Росстата, в июне выпуск проката, чугуна и труб вырос к аналогичному периоду прошлого года на 6,3%, 5,5% и 6,8% соответственно.

По информации Ассоциации развития стального строительства, в I квартале 2018 года объем производства стальных конструкций строительного назначения увеличился на 10%. При этом наиболее заметный рост – более чем в 2 раза – был зафиксирован в Дальневосточном федеральном округе. Это объясняется возведением нескольких крупных инфраструктурных проектов: транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в морском порту Ванино, ТЭЦ в г. Советская Гавань, здания общежитий для Министерства обороны и объектов для энергетики. По прогнозу экспертов, высокая строительная активность в регионе будет наблюдаться как минимум до 2025 года.

При этом увеличение внутреннего спроса на металлоконструкции в России объясняется в том числе повышением интереса девелоперов к современным строительным технологиям с использованием стального каркаса. С начала 2018 года количество заключенных договоров строительного подряда в РФ возросло на 3,2%.

На фоне высокого спроса на металлопродукцию как на внутреннем, так и на внешних рынках ожидается дальнейшее увеличение перевозок железнодорожным транспортом.

Руда: внутреннее потребление растет

Погрузка руды в июне достигла рекордного уровня за последние 15 лет и составила 10,2 млн т, что выше уровня предыдущего года на 8,5%. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 57 млн т руды, что на 4,4% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Внутренние перевозки в июне продолжили позитивную динамику и выросли на 15%, а экспорт вновь показал падение (-25% к показателю июня прошлого года). Снижение поставок произошло в Китай (-30%) и Германию (-80%), поставки в Японию полностью прекратились.

Высокий спрос со стороны отечественных металлургов на российскую руду и дальше будет способствовать переориентации грузопотоков на внутренние направления, а также дальнейшему увеличению погрузки руды железнодорожным транспортом.

Лесные грузы: рекорд погрузки июня за последние 10 лет

Погрузка лесных грузов в июне выросла к уровню предыдущего года на 5,4%, установив рекорд за последние 10 лет для данного месяца, и составила 3,9 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 23,5 млн т лесных грузов, что на 2,7% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Внутренние перевозки увеличились почти на 15%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года. При этом происходит переориентация экспортных отправок. Снизились поставки в Китай (-3%) и Финляндию (-5%), тогда как прирост импорта российской древесины произошел в Казахстан (+25%), Японию (+30%) и Азербайджан (+5%).

Снижение экспорта в Финляндию, вероятно, будет иметь долгосрочный характер – в соответствии с национальной лесной стратегией Суоми к 2024 году планируется нарастить объемы ежегодных собственных заготовок до 80 млн кубометров.

Сокращение отправок древесины за рубеж может произойти за счет введения ограничений со стороны правительства РФ. Так, в июле депутаты Государственной думы выдвинули предложение ввести запрет на экспорт необработанной древесины хвойных пород: сосны, ели, пихты, кедров и лиственниц с 2020 года на 10 лет. Законопроект призван решить три основных проблемы: воспроизводство лесов, уничтожение незаконных вырубок, а также развитие деревообрабатывающей промышленности и переориентирование бизнеса на продажу более дорогостоящей, обработанной древесины.

Вместе с тем правительство намерено уделить особое внимание реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. В июле премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что такие инициативы не только дают стимул для развития лесопереработки, но и создают новые рабочие места. По его словам, в настоящее время в разработке находятся почти 150 проектов с общим объемом заявленных инвестиций более чем на полтриллиона рублей, из них почти 410 млрд уже фактически проинвестировано. При этом в 2018 году было начато четыре проекта в Вологодской, Архангельской и Костромской областях, еще четыре планируется запустить в ближайшее время.

Таким образом, на рынке сложились условия для дальнейшего роста внутреннего грузопотока, тогда как предпосылки для увеличения экспорта пока отсутствуют.

Зерно и продукты перемола: перевозки определятся урожаем

Погрузка зерна в июне составила 2,1 млн т (+90,9% к июню предыдущего года), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 14,4 млн т зерна, что на 55,3% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Внутренние перевозки выросли почти на 25%, а экспортные – в 2,5 раза за счет увеличения объемов поставок в Египет (в 7,5 раз), Турцию (в 8,5 раз) и Бангладеш (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

По оценке аналитического центра АО «Русагротранс», в июле этого года будет побит рекорд июля прошлого года в экспорте зерна – объем отгрузок может составить 3,1 млн т за счет зерна старого урожая и высоких темпов уборки нового, которое активно поступает на рынок.

Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк в июле дал средневзвешенный прогноз по сбору на уровне 112–113 млн т зерновых, в том числе пшеницы – около 69–70 млн т. Причина снижения урожая в текущем сезоне –затянувшаяся засуха, в особенности в южных регионах. При этом «Совэкон» снизил прогноз нового урожая зерна с 118,6 млн до 113,9 млн т (по пшенице – с 72,5 млн до 69,6 млн т), а Институт конъюнктуры аграрных рынков – с 114,7 млн до 112,8 млн т (с 71,5 млн до 70,8 млн т соответственно). Глава «Совэкон» также называет еще одну причину снижения веса собранного урожая – это необычайно сухое состояние зерна, которое сейчас собирается на юге. Влажность убираемого зерна составляет 10–10,5% при норме 12–13%. Вместе с тем руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский пока оценивает урожай на уровне 115,7 млн т.

Перевозки зерна железнодорожным транспортом будут определяться результатами сбора зерна нового урожая. Однако высокие переходящие запасы текущего сезона не приведут к резкому падению перевозок даже в случае реализации пессимистичного сценария.

Химические и минеральные удобрения: новые мощности, новые рекорды

Погрузка удобрений в июне составила 4,8 млн т (+4,3% к июню предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено почти 25,3 млн т удобрений, что на 6,3% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Перевозки на внутренних направлениях выросли на 6%, тогда как экспорт сократился на 3%, преимущественно за счет падения поставок в Китай (-35%) и на Украину (поставки на минимальном уровне), при этом в 1,5 раза увеличились поставки удобрений в Бразилию и США. Однако уже в июле ВТО признала повышение Украиной антидемпинговых ввозных пошлин на нитрат аммония российского производства несоответствующим правилам организации, что может привести к восстановлению отечественных отгрузок.

Закрытие старых и нерентабельных заводов в США, в частности PlantCity компании Mosaic во Флориде, а также увеличение спроса на ключевых рынках, в том числе в Индии и Латинской Америке, привело к дефициту на мировом рынке фосфорных удобрений примерно в 3 млн т. В результате, по словам гендиректора компании «ФосАгро», уже в текущем году холдинг перейдет планку 600 тыс. т удобрений, проданных компанией в США в прошлом году. За I полугодие «ФосАгро» было отгружено уже более 500 тыс. т, тогда как несколько лет назад продажи в США составляли всего около 100 тыс. т в год.

В середине июля стало известно, что «ЕвроХим» подписал первое соглашение на поставку калийных и NPK-удобрений в адрес китайского производителя сельхозпродукции Heilongjiang Beidahuang Farms. По словам представителя «ЕвроХима», это рамочный меморандум, конкретные объемы поставок и цены в нем не определены, а если контракт и будет заключен, то не в этом году. В 2018-м компания планирует начать промышленное производство калийных удобрений на Усольском ГОКе и на комбинате «Волгакалий» и за год произвести 0,4–0,6 млн т. К 2025 году компания намерена увеличить производство на 8,3 млн т.

На рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

Спрос на подвижной состав качественно изменится

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды – журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк – 1027 тыс. ед., тогда как неисправный на начало июля по-прежнему на низком уровне – около 51 тыс. ед. В результате профицит парка составил 45 тыс. ед., но в сегментах полувагонов и хопперов по-прежнему полностью отсутствовал.

В июне реализация вагонов заводами СНГ составила 6,9 тыс. ед., что на 28% выше результатов июня 2017 года (5,4 тыс. ед.). При этом было списано всего 1,9 тыс. вагонов.

На начало июля парк вагонов нового поколения разных производителей превысил 109 тыс. ед.

Полувагоны: эксперты рынка пересмотрели сроки по прогнозируемому снижению спроса

Парк полувагонов на сети РЖД достиг 502 тыс. ед., что выше уровня июня прошлого года на 5%.

При этом основной драйвер роста – увеличение грузовой базы. В июне реализация полувагонов заводами СНГ составила 4,3 тыс. ед., тогда как их списание – меньше 0,2 тыс. ед.

Ставки аренды на типовые полувагоны в июле выросли до 1850 руб./сутки. По оценке Института проблем естественных монополий, спад спроса на полувагоны наступит ориентировочно через 3 года. В то же время Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М», прогнозирует переход рынка к профицитному состоянию в течение 1–2 лет и соответствующее снижение ставок на аренду полувагонов уже в феврале – марте 2019-го при сохранении текущих объемов выпуска.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что уже в 2019 году почти до нуля упадет доля типового парка в структуре выпуска полувагонов, выросшая из-за неудовлетворенного спроса на фоне полной загрузки мощностей производителей вагонов нового поколения. При этом эксперты сходятся во мнении, что в среднесрочной перспективе фокус рынка сместится с полувагонов на специализированные вагоны с учетом изменения стратегии государственной поддержки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions