Напомним, что в августе и также в октябре – декабре прошлого года отмечалось заметное снижение динамики погрузки. А вот сентябрь внес поправку в сложившийся тренд. Это произошло потому, что сеть плохо ехала в конце лета. И часть отправок сместилась на следующий месяц, когда удалось добиться небольшого сокращения порожних пробегов.
Кроме того, прибавку обеспечил уголь: на внутренних маршрутах ТЭЦ стали пополнять запасы топлива, а на дальневосточном направлении освободились площадки для накопления судовых партий угля на экспорт. Ранее там образовались брошенные поезда. Затем их стали поднимать, что и вызвало сгущение вагонопотоков в сторону угольных причалов. Складские рокировки в итоге и привели к повышению динамики погрузки.
Угольный вопрос
В текущем году у РЖД такой палочки-выручалочки не оказалось. И динамика погрузки продемонстрировала прежнюю привычку – проседать. Тем не менее угольщики показали неплохой результат.
Во-первых, в сентябре 2020 года погрузка угля снизилась всего на 1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. А это был, напомним, в 2019-м своего рода пиковый период.
Во-вторых, если сравнивать с динамикой за 9 месяцев, то сейчас она на 6,3 п. п. выше, что указывает на оживление рынка. По данным экспертов, отмечается интерес к углю в странах АТР. И если бы не внесение поправок в процедуры контроля сырья в Китае, которое привело к задержкам поездов на железнодорожных погранпереходах, то статистика могла оказаться даже лучше, чем сейчас.
В-третьих, по данным Argus, запасы угля в ЕС сократились, что вызвало его подорожание в Северо-Западной Европе к концу сентября примерно на 15% по сравнению с августом. А значит, его стали чуть больше отправлять по железной дороге и через порты Северо-Запада РФ. Правда, последний тренд нельзя назвать устойчивым: под влиянием геополитики в ЕС в 2020 году стали переориентировать логистику с российского угля на другие рынки. И наступили грабли: забастовки на одном из крупных угледобывающих предприятий Колумбии привели к снижению накопления сырья на складах.
Российский уголь может легко заполнить освободившуюся нишу. Но тут еще вопрос в цене транспортной составляющей. Напомним, что недавно ОАО «РЖД» отменило скидки на экспорт угля через порты Северо-Запада РФ. И это сейчас оказалось весьма некстати, считают эксперты.
Так что прибавка в экспорте в Европу может проявиться только по итогам следующего месяца – но уже в связи с открытием движения через мурманский мост. Туда сейчас интенсивно пошел уголь: свою роль играет тут возможность его отправки сырья балкерами типа кейпсайз, которые способен принимать на Северо-Западе только порт в Мурманске.
Нефть тонет
Основная причина негативной динамики на сети – снижение погрузки нефти и нефтепродуктов в сентябре на 14,5%. По сравнению со сводным результатом за 9 месяцев РЖД ухудшили показатель на 4,9 п. п.
Причина падения – то, что по соглашению ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, которое действует с мая 2020 года, РФ должна снизить ее на 10% в годовом исчислении. Причем поскольку ранее нефтяники не очень-то тормозили, то сейчас придется ужаться в большем количестве.
Действительно, добыча нефти и газового конденсата в России в сентябре 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 12%. Это следует из данных ЦДУ ТЭК.
Правда, динамика снижения добычи и производства нефтепродуктов все-таки меньше, чем темпы ухода в отрицательную зону погрузки РЖД. Это указывает на то, что часть грузов все-таки переходит с сети на другие виды транспорта.
В частности, падение темпов перевозок нефтепродуктов на автомобильном транспорте, по оценкам АСМАП, все-таки меньше, чем на железной дороге. А владельцы танкеров на реке (например, «БашВолготанкер») сообщили, что у них фрахт в навигацию-2020 остался практически на прошлогоднем уровне.
Неприятностью для РЖД также стало то, что за 9 месяцев 2020 года поставки нефтегрузов из России в Белоруссию и другие страны ближнего зарубежья снизились на 34%. В основном потери в объемах пришлись на железнодорожные перевозки.
Как утверждают клиенты, цены на нефть низкие, и российские нефтепродукты на этом фоне не слишком конкурентоспособны. В частности, из-за высокой транспортной составляющей.
ГМК – в зоне неопределенности
То, что динамика погрузки черных металлов уже давно держалась в отрицательной зоне (в сентябре 2020 г. – на уровне -7%), стало уже привычным. Причины известны: к неблагоприятной конъюнктуре на мировых площадках добавился низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке.
На последнее обстоятельство повлияло падение рубля к доллару, спад активности на внутреннем рынке, дороговизна сырья. Наличие других депрессивных секторов привело к нестабильности и несбалансированности. Металлургические компании в такой обстановке стараются действовать просто – повышают цены на все. Трейдеры отвечают сокращением складских запасов, поскольку не уверены в будущих продажах.
На этом фоне неприятной новостью стало снижение погрузки железной руды (-1% в сентябре 2020 г.), которая ранее была положительной. Пока непонятно, устоится ли подобный тренд в будущем. Ранее на руку российским экспортерам играло то, что добыча руды на ряде шахт за рубежом была приостановлена на фоне мер, принятых для борьбы с коронавирусом.
Сейчас они выходят из застоя. Но для российских экспортеров появилась другая напасть: цена на железную руду в сентябре достигла самого высокого уровня за более чем 6 лет, а выплавка стали упала. Это сбило объемы погрузки руды по РЖД.
Соответственно дороговизна руды повысила спрос на металлолом. За счет экспорта его погрузка на РЖД в сентябре стабилизировалась, хотя ранее – весьма существенно снижалась.
Погрузка других видов промышленного сырья на сети в первый месяц осени – в минусе.
А что же в плюсе?
Прежде всего – зерно (рост в 1,5 раза) в связи с субсидированием железнодорожных перевозок. Благодаря увеличению посевов в РФ растет внутренний спрос на минудобрения. В сентябре Минсельхоз России повысил прогноз годового объема их приобретения российскими аграриями.
По данным РАПУ, более 70% минудобрений отправляется на экспорт. Соответственно, железнодорожная погрузка формируется под влиянием этого фактора. А на мировом рынке наблюдаются довольно устойчивые ниши сбыта российской продукции. Итог в сентябре – +2% рост погрузки минудобрений.
Среди других номенклатур, обеспечивших положительную динамику погрузки, – лес (+10% в сентябре благодаря активизации вывоза заготовленного сырья, ранее погрузку тормозили дожди в одних регионах и пожары – в других).
На 14% выросла погрузка стройматериалов. В основном – за счет увеличения перевозок в Сибири, где ведется активное дорожное строительство, а также погрузка балласта для железнодорожного ремонта и модернизации путей.
Положительным фактором стала стабилизация погрузки цемента – в основном за счет увеличения доли железнодорожных отправок несколькими крупными холдингами.