Неполные 17 млн т цемента произведено в первые четыре месяца 2024 года, что на 9,2% больше, чем годом ранее. В мае, по оценкам НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» произведено еще 6,6 млн тонн. Между тем потребление за первые четыре месяца превысило 17 млн т, что на 8% больше, чем годом ранее, впрочем, динамика, по мнению аналитиков рынка, сохранится и в мае. Только в апреле объем потребления вырос к уровню марта 2024 года на 13,7%, подчеркивают в пресс-службе Союза производителей цемента.
«В среднесрочном прогнозе ожидается сбавление темпов в строительной отрасли к концу 2024 года. По итогам 2024 года спрос останется на уровне 2023 года, возможно падение до -2%. Если позитивные тенденции окажутся сильнее негативных, цементный рынок может показать рост до +4% к уровню 2023 года», – передает пресс-служба НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».
Железная дорога
Качественный российский цемент востребован на внутреннем рынке и за рубежом, добавляют здесь. Потенциал для экспорта значительно больше, и текущий курс даст российским производителям ценовую конкурентоспособность на иностранных рынках после снятия санкций.
На этом фоне, удивительно, погрузка за первые пять месяцев снизилась.
Аналитики СМПРО снижение погрузки на железнодорожной сети связывают с острым дефицитом порожнего подвижного состава. Впрочем, даже после отправки вагоны, груженные цементом, зачастую отставляют от движения. «Потому что строительные грузы не имеют приоритетности перевозок», – объясняют в СМПРО.
Автотранспорт
Производитель вынужден отдавать номенклатуру автоперевозчику. Но не всякая дорога может принять цемент, разводят руками аналитики, некоторые региональные трассы закрывают для фур, груженных данной номенклатурой. Проблема перевозки носит субъективный, искусственный характер, продолжают в СМПРО. К таким искусственным проблемам перевозки относят и нормативное снижение загрузки грузового автотранспорта и сезонное и территориальное ограничение движения грузового автотранспорта.
«Производители цемента прикладывают максимум усилий для решения транспортной задачи. Часто для руководителей это ТОП-3 решаемых проблем и они являются более сложными задачами, чем непосредственно производство продукции», – добавляют в СМПРО.
Цемент можно, и даже нужно использовать для строительства дорог, на XI Международном Сибирском транспортном форуме 2024 в Новосибирске вновь подняли вопрос преимущества цементобетонных дорог. Участники ссылаются на опыт Казахстана: здесь за последние 10 лет протяженность дорог с цементобетонными покрытиями увеличилась с 97 км до почти 1,5 тыс. км. В России же пока идут исследования по данному вопросу, отмечает исполнительный директор НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Дарья Мартынкина.
«Сегодня мы знакомим участников мероприятия с результатами исследования, проведенного по заказу Союза Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ). Основной вывод научной работы: во всех дорожно-климатических зонах экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Это еще раз доказывает, что от строительства цементобетонных дорог выигрывают все», – говорит она.
В числе выигравших в том числе и сама дорожная отрасль. Она получает эффективную альтернативную технологию дорожного строительства, подчеркивает выступающая.
«Общество и государство получают сеть комфортных современных дорог, стимулирующих развитие экономики в целом. Повышается загрузка цементной отрасли России, составляющая в среднем за последние 10 лет всего 61%. Это позволяет сокращать условно-постоянные издержки и изыскивать средства на реализацию ремонтных, инвестиционных, экологических программ», – заявляет она.
Со слов Д. Мартынкиной, цементная промышленность страны готова в полном объеме обеспечить потребности дорожных строителей в качественном цементе.