Динамика ставок по долгосрочным контрактам и на споте может существенно отличаться. Например, крупные игроки стремятся к балансировке ставок в рамках долгосрочных контрактов по разным правилам. Однако те, на кого принято равняться, обычно стремятся выравнивать свои прайсы в этом сегменте на уровне усредненных значений на споте (например, за квартал). Официально цифры не публикуются – операторские компании ссылаются на коммерческую тайну. Между тем сводные данные крайне важны для клиентов при принятии инвестиционных решений. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция журнала начинает работу по сбору сведений о размере ставок на спотовом рынке и их анализ.
В этом номере мы представляем первый ежемесячный обзор «Ставки операторов: версия журнала РЖД-Партнер» с указанием абсолютных значений ставок в руб./сут. по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.
Какие топ-менеджеры оказали наибольшее позитивное влияние на развитие транспортной отрасли в прошлом году, какие компании смогли упрочить свои позиции, несмотря на общий экономический спад?
По версии журнала РЖД-Партнер, особого внимания в 2020 году заслужили следующие персоны:
- Андрей Белоусов, первый вице-премьер РФ (за активное развитие транспортной отрасли);
- Владимир Гаськов, генеральный директор «Лестэр ИТ» (за трансформацию ИРС «Перевозки» в платформу, которую могут использовать независимые разработчики при создании IT-решений для транспортных компаний);
- Дмитрий Зверев, статс-секретарь, заместитель министра транспорта Российской Федерации (за участие в совершенствовании нормативно-правовой базы);
- Юлдаш Ибрагимов, председатель правления ТОО «ТрансКом» (транспортная группа «ТрансКом» (в составе ERG) справилась со всеми сложностями 2020 г., внедряя инновационные решения и даже ставя рекорды);
- Андрей Калмыков, глава авиакомпании «Победа» (за рост авиаперевозок компании на фоне отрицательной динамики других авиаперевозчиков);
- Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области (в 2020 г. фактически с нуля строится участок объезда Екатеринбурга, соединяющий Челябинский тракт с Тюменским);
- Владимир Лисин, бизнесмен (за последовательное отстаивание интересов железнодорожных операторов);
- Алексей Шило, заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (за выстраивание эффективного взаимодействия ЦФТО с клиентами);
- Сергей Цивилев, губернатор Кузбасса (за лоббирование интересов угольщиков, а также развитие инфраструктуры Восточного полигона)
Читайте тему номера «Лидеры транспортной отрасли – 2020».
Тариф должен быть более справедливым для железнодорожников, отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило. Соответственно можно сделать вывод о том, что основной задачей в сфере продаж своих сервисов становится собрать как можно больше денег. Само по себе данное стремление – естественное для любой бизнес-структуры. Однако тут приходится считаться с тем, что на рынке всегда имеются для этого ограничения: клиенты не способны заплатить за железнодорожные перевозки больше определенной величины. Так или иначе, но монополии придется вписываться в определенный баланс.
Вопрос в том, на каких принципах этот баланс будет построен. Что предлагает ОАО «РЖД»? Самый простой вариант – взяться за структурирование грузопотоков: снизить на наиболее загруженных направлениях долю транспортировок дешевых грузов и соответственно увеличить долю более дорогостоящих. Однако на практике все оказывается непросто. Более того, монополии в течение 2021 года придется добиваться от правительства поправок в транспортное законодательство, которые будут фиксировать различного рода маневры, так или иначе размывающие принцип публичности договоров на железнодорожные перевозки.
Возникает вопрос: какими рисками для клиента могут обернуться попытки ОАО «РЖД» модернизировать тарифную систему? Подробности в статье «К кому благосклонен тариф РЖД».
Курс на достижение рекордных скоростей лежит в основе усовершенствования железнодорожного сервиса. Мечте о строительстве высокоскоростной магистрали
Москва – Санкт-Петербург больше 30 лет. Два года назад началась новая история ВСМ.
Генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратились к президенту с просьбой вернуть проект к жизни. Разрешение было получено.
Высокоскоростная магистраль, связывающая две столицы, пройдет по территории шести субъектов, где проживает 30 млн человек. Общая протяженность составит 684 км, а планируемый пассажиропоток к 2030 году оценивается в 23,3 млн человек. Ожидаемая скорость движения поездов на магистрали – 350 км/ч, что гарантирует время в пути от 2 ч 15 мин. до 2 ч 30 мин. в зависимости от количества остановок. Для высоких скоростей, то есть выше 200–250 км/ч, требуется строительство выделенной специализированной линии, которая не должна иметь сечений, примыканий и должна оставаться безопасной в нестандартных ситуациях.
ВСМ Москва – Санкт-Петербург должна стать отправной точкой для развития высокоскоростной железнодорожной сети, мечта о которой лелеется десятилетиями. Но если и дальше продолжать анализировать, взвешивать, планировать, то это приведет к срыву срока запуска, к некорректной оценке социально-экономических явлений, удорожанию проекта. Так ждет ли нас его практическая реализация? Читайте в материале «ВСМ Москва – Санкт-Петербург: дорога в будущее?».
Регулярные контейнерные перевозки угля стартовали прошлой осенью через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия. Экспортные отправки начали осуществляться по Забайкальской магистрали, со станций Краснокаменск и Приаргунск. Федеральная грузовая компания под эту перевозку предоставила универсальные платформы, оборудованные фитинговыми упорами, китайская сторона – контейнеры с открытым верхом. Время следования поезда до госграницы составило менее суток. Всего в 2020 году было сформировано 20 подобных составов, через границу проследовало 2,3 тыс. TEU c 78,5 тыс. т угля.
В январе новую технологию транспортировки опробовал «ТрансКонтейнер». Оператор со временем предполагает довести объем перевозки по маршруту Приаргунск – Забайкальск до 13 тыс. т в месяц, или более 150 тыс. т в год. Среди преимуществ такой доставки – удобная загрузка, исключающая проблему перевалки на пограничных станциях при смене подвижного состава для разной ширины колеи и обеспечивающая ускорение оборота вагона.
Однако имеющегося парка контейнеров типа Open Top на рынке не так уж много. Кроме того, по-прежнему нерешенной остается проблема квотирования российского угля на ввоз в Китай, из-за чего в некоторых пунктах пропуска угольные перевозки заметно просели.
Подробности в материале «Погранпереходы тестируют Open Top»
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер