+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.06.2019 08:56:45
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в мае 2019 года: часть 2

На фоне падения погрузки в мае 2019 года на сети РЖД, как и в апреле, сохранилась положительная динамика по грузообороту: данный показатель за май 2019-го увеличился до 224,4 млрд тарифных т-км, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 2,3%. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 2,3% и составил 284,8 млрд т-км.
Как в I квартале 2019-го, так и в 2018 году, темпы рота грузооборота опережали динамику погрузки. И к этому все уже успели привыкнуть. Тем более что разрыв между двумя этими показателями оставался умеренным.

Однако в 2019 году он стал увеличиваться. В январе он составлял всего 0,5 п. п., в марте – 2,5 п. п., а в мае – 6,1 п. п. Какой бы ни была динамика погрузки, грузооборот на сети неизменно подрастал.

В связи с этим возникают вопросы, на которые мы постараемся отыскать ответы. Итак, первое, на что следует обратить внимание: грузооборот груженых и порожних вагонов в мае вырос практически одинаково.

Это означает, что нельзя сказать, что на сети нарастили данный показатель за счет перегонов порожнего подвижного состава. Хотя в принципе, как заметил в ходе выступления в рамках VII Международной научно-практической конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» руководитель НОЦ ПП ПГУПС Анатолий Зайцев, на сети РЖД научились хорошо зарабатывать и на перевозках порожних вагонов, которые считаются грузом на своих осях.

Таким образом, если на сети происходит прибавка инновационных вагонов, то вес увеличивается и, вполне вероятно, растет грузооборот, отметили в Ассоциации ОЖдПС. И это одна из причин роста.

Смена вектора

Другая причина, которая объясняет существенное увеличение дальности перевозок на сети РЖД, – сокращение экспорта ряда номенклатур, переваливаемых на Северо-Западе РФ. Причем это происходило при одновременном увеличении погрузки в сторону терминалов Дальнего Востока.
Иными словами, ушла часть массовых перевозок на более коротком плече. И их, по сути, сменила дополнительная работа на более дальних маршрутах.
Если учесть, что возможности Восточного полигона не безграничны. Соответственно, вполне объясним и минус в объемах погрузки.

Приказ длиннее, чем рейс

А вот что думают об этом грузовладельцы в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, опросы которых проводит журнал РЖД-Партнер. На грузооборот мог довольно сильно повлиять приказ Минтранса России № 405 от 10.12.2018 г. В нем содержится довольно обширный перечень станций, через которые в ОАО «РЖД» могут проложить кратчайшие расстояния при перевозке грузов по отдельным участкам сети.
Уточним, что ранее кратчайшим расстоянием была прямая от пункта отправления до пункта назначения. После выхода приказа Минтранса России № 245 от 21.12.2009 г. таким расстоянием стало считаться фактическое расстояние между станциями, которые на ряде маршрутов стал определять регулятор. Новый приказ № 405 фактически удлинил расстояния перевозок.

Причем формально приказ вступил в силу с начала 2019 года. Однако начал применяться не сразу. «В результате позднее мы стали получать вдогонку дополнительные счета за уже выполненные в январе рейсы. Причем суммы оказались весьма весомыми», – рассказал представитель компании, отгружающей лесоматериалы.

Представитель карьера нерудных материалов сообщил о фактическом удлинении маршрутов в Москву с 1000–1100 км до 1300 км. А на ряде направлений вагоны пошли кружным путем, который оказался почти вдвое длиннее прежнего (вместо 700–850 км – 1600 км). Если раньше, например, можно было проехать по Малому кольцу, то теперь составы следуют только по Большому кольцу.

Сеть везет, как может

Как сетуют клиенты, ОАО «РЖД» довольно часто везет, как может. Нередко, если посмотреть на карту, то маршрут получается похожим на пилу: сплошные зубцы вместо прямой.

Когда руководству железной дороги предложили оптимизировать расстояние перевозки на 200 км, направив грузопоток через другую станцию, все закончилось пустыми разговорами. Таким образом, даже если клиент видит альтернативный маршрут, который короче, то дорога все равно повезет так, как ей удобнее.

«При этом перевозчик выставит счет за фактически пройденное расстояние. А вернуть разницу по сравнению с кратчайшим путем можно разве в претензионном порядке. Но сначала все равно придется заплатить по выставленному счету», – поделился своим опытом клиент. Вот так, по его словам, накручиваются и расстояния, и грузооборот.

Чудеса статистики

Как показывает практика прошлых лет, при увеличении расстояний перевозок сеть, с одной стороны, обеспечивает себя работой. А с другой – теряет доходность.

Ведь перевозки на более длинные расстояния, согласно действующему прейскуранту, оплачиваются дешевле, чем короткие рейсы. Кроме того, при длинных рейсах снижается эффективность использования тяги и увеличивается вагонооборот.

Чем дальше едет тепловоз или электровоз, тем он больше стоит в пути на стыковых и технических станциях, тем чаще меняют локомотивные бригады. А чем дальше едет вагон, тем выше вероятность его возврата порожним. С учетом того, что значительная часть отправок на сети – повагонные, то, соответственно, и больше сортировок светит в пути.

И, наконец, чем длиннее рейсы, тем больше потребный парк. И, соответственно, – риски просрочек доставки. Как отметил один из реципиентов в рамках Индекса качества, по статистике РЖД все прекрасно получается, отличные показатели скорости доставки, но по факту это не так.
Тогда приходится признать: если еще 3–4 года назад статистика холдинга о скорости движения и просрочках вызывала у грузоотправителей доверие, то теперь почти каждый опрошенный в ходе исследования в той или иной форме подчеркивал наличие расхождений между публикуемыми РЖД данными и реальностью, данной грузоотправителю в ощущениях.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions