+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.01.2025 15:21:54
Авто / Обзоры
РЖД-Партнер

Грузовые автоперевозки-2024: взлеты и падения

Очереди, нехватка «дозволов», дисбаланс экспорта и импорта с Китаем, трудности взаиморасчета, а также путь от дефицита до избытка машин.
Грузовые автоперевозки-2024: взлеты и падения
Еще в конце ноября появилась информация, что у российских транспортных компаний заканчиваются разрешения на осуществление грузовых перевозок с Китаем. Это произошло несмотря на то, что в течение года обмен необходимыми разрешениями («дозволами») осуществлялся дважды.
В таких обстоятельствах возник риск либо полного прекращения доставки товаров из Китая, либо существенного увеличения стоимости транспортных услуг. Это связано с сокращением предложения на рынке – уменьшением числа компаний, у которых еще остались действующие разрешения на перевозки с КНР.
Были опасения, что перед Новым годом, в «горячий сезон», дополнительной выдачи китайских разрешений на 2024-й год не будет. Однако консенсуса удалось достичь, и с 11 декабря началось распределение дополнительных 6 тыс. китайских «дозволов». Но был и нюанс: разрешения можно было использовать только для перевозок через МАПП «Забайкальск».

Границы
Также в начале декабря литовские пункты пропуска, граничащие с Беларусью – Мядининкай (Каменный Лог) и Шальчининкай (Бенякони) – значительно сократили объем пропускаемого транспорта на территорию ЕС. В один из дней Государственный пограничный комитет Республики Беларусь сообщил об антирекорде со стороны литовских контрольных органов:
«Сотрудники литовского пункта пропуска Мядининкай (Каменный Лог) за прошедшие сутки приняли на свою территорию всего 11 грузовиков из 500 возможных, что составляет 2% от нормы. Контрольные службы пункта пропуска Шальчининкай (Бенякони) пропустили в Литву 11% большегрузов от нормы», – говорится в официальном телеграм-канале погранкомитета. – С пятницы очередь грузовиков на въезд в ЕС увеличилась на 645 единиц. По состоянию на 10.00 перед всеми сопредельными пунктами пропуска фиксируется 3240 большегрузов. Несмотря на увеличение количества фур, европейские контрольные службы продолжают игнорировать нормы пропуска транспорта».

Как следствие, многие грузоперевозчики переориентировались на польский погранпереход Кукурыки (Козловичи), из-за чего очередь росла в прогрессии, в один из дней достигнув рубежа в 1240 фур, а через несколько дней превысив 1650 единиц. Несмотря на значительное увеличение очереди, польские контрольные службы продолжали обрабатывать менее 60% от нормы, то есть в среднем оформляли 28 грузовиков из 50 положенных в час.
В целом 2024 год можно назвать насыщенным для грузоперевозок.
Росавтотранс перевел государственные услуги, выведенные на Единый портал государственных и муниципальных услуг, на платформу «ГосТех», что позволило сократить срок рассмотрения заявлений на 32,4% и объем требуемых документов на 47%.

Совместно с Минтрансом и АО «ГЛОНАСС» разрабатывается система электронного взаимодействия для межрегиональных перевозок, что упростит маршрутизацию и документооборот.
«Говоря о планах, руководствуемся майским указом президента, цель – увеличение в 1,5 раза объема грузоперевозок по Международным транспортным коридорам. Исходя из этого, наша задача на направлениях, где увеличивается грузопоток, обеспечить соответствующее развитие инфраструктуры для пропуска транспорта. К 2030 году на азербайджанской границе объем пропускной способности увеличим в 2,3 раза, на границе с Казахстаном – в 1,8 раза, с Монголией – в 4,7 раза, с Китаем – в 3,3 раза», – рассказал Валентин Иванов, первый заместитель Министра транспорта РФ.

С учетом перестройки логистики и изменения направления грузопотоков на юг и восток, наибольший объем модернизирующихся пунктов находится именно по этим направлениям – 30 в ДФО, 18 в СЗФО, 11 – в СКФО, 9 – в ЮФО.
В марте 2024 года президент РФ Владимир Путин поручил сократить время таможенного досмотра грузовиков до 10 минут с тем, чтобы решить проблему очередей на границе, особенно на приоритетном восточном направлении. Сейчас среднее время проведения операций в пункте пропуска составляет 40 минут. ФТС уже занимается проработкой поручения. К 2030 году 55 пунктов пропуска России должны соответствовать целевым показателям.

Хронология вопроса
Нельзя рассматривать грузоперевозки автотранспортом в отрыве от ситуации с грузоперевозками в целом. Ситуация на РЖД спровоцировала массовый отток грузов на автотранспорт. Преимущественно – аграрного, строительного, машиностроительного сегментов, а также сборных грузов. Но так было не с начала года.
В феврале, например, на погранпереходе Маньчжурия сохранялся высокий спрос на транспорт, так как количество грузов превалировало над количеством транспорта. На погранпереходе Алаколь наблюдалось большое скопление транспортных средств, связанное с праздниками. Также ситуация осложнялась нестабильными погодными условиями, из-за чего возникал риск задержек, но в целом на границе с Китаем все было штатно.
Уже в феврале начались определенные сложности с проблемами принятия турецкими банками денежных средств из России.
Также в конце февраля Литва объявила о закрытии еще двух МАПП с Белоруссией. Таким образом, в рабочем режиме остались лишь Каменный Лог («Мядининкай») и Бенякони («Шальчининкай»).

В конце марта стало известно, что закрытие Литвой двух пунктов пропуска с Республикой Беларусь, сокращение количества маршрутов у перевозчиков и игнорирование норм пропуска сопредельными странами привели к существенному увеличению времени ожидания въезда в ЕС. В итоге был установлен антирекорд с начала года: около 3200 фур ожидали въезда в ЕС с территории Республики Беларусь. Эти обстоятельства спровоцировали простои при прохождении границ и значительный рост тарифов на перевозки из ЕС, особенно через литовские переходы (до +50%).
Также в конце марта появились сообщения о том, что восстановлению грузопотока после новогодних праздников в Китае на прежний уровень препятствуют сложности с получением оплаты за товар китайскими поставщиками от российских покупателей.
В мае объемы перевозок в Китай все еще были нестабильны из-за проблем с оплатой грузов.

По итогам июня заметным событием стало принятие ЕС 14-го пакета санкций против России. Одной из его мер расширяется запрет на перевозку грузов через территорию ЕС автомобильным транспортом, в том числе посредством транзита. Теперь ограничения распространяются в том числе на перевозчиков, которые на 25% и более принадлежат российскому физическому или юридическому лицу.
Также в этот период в сообщении с Китаем перевозки автотранспортом начинают пользоваться повышенным спросом, ощущается нехватка транспорта, несмотря на сохранившиеся проблемы с оплатой из РФ в КНР. Себестоимость перевозки растет, сроки доставки увеличиваются. Изменения связаны с нехваткой контейнеров в Китае и переходом импортеров на автотранспорт.
В конце июля сохраняется высокий спрос на услуги доставки автомобильным транспортом между Китаем и РФ, что обусловлено увеличившимся фрахтом на контейнерные перевозки. На погранпереходах на 20–30% увеличилось время прохождения всех приграничных операций, а за последний месяц тарифы на доставку увеличились в среднем на 20% по причине повышенного спроса и увеличившейся себестоимости доставки.

С 1 сентября заработала система электронного резервирования даты и времени подъезда к автомобильным пунктам пропуска для пересечения госграницы РФ грузовым автомобильным транспортом на базе Государственной информационной системы электронных перевозочных документов.
Минтранс изменил требования к организации движения негабарита. Так же с 1 сентября вступил в силу приказ «Об установлении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
В сентябре заметно увеличились очереди на границах Китай – Россия и Казахстан – Россия, вызванные увеличением ввоза колесной техники в преддверии повышение утильсбора с 1 октября.

При том, что спрос на автодоставку из Китая в начале октября был на высоком уровне, в связи с китайскими праздниками некоторые погранпереходы не работали вовсе или работали на пределе возможностей. Скапливались очереди на погранпереходах, на выезде из Китая, затем на погранпереходах Казахстан – РФ. В Казахстане ожидание на границе при выезде из Китая увеличилось до 3–4 дней, в Маньчжурии ожидание в очереди на границе составляло порядка 5–7 дней.

Декабрьский спад
После ценового взлета 2023 года и «года перевозчика», как его окрестили в отрасли, в 2024 году цены начали «успокаиваться». Несмотря на растущую инфляцию, тарифы на перевозки по России преимущественно снижались, опустившись с начала года на 14,3% (для FTL-перевозки, 20 т фура) – с декабрьско-январских 1900 у. е. до ноябрьских 1620 у. е. (не абсолютная цена, а динамика показателя), что особенно удивительно для «старожилов» рынка: в ноябре, когда обычно особенно заметен предпраздничный ажиотаж.
Дело в том, что автомобилей стало гораздо больше, чем предложений по перевозкам. Отложенный спрос 2022 года, а также прошлогодний рост тарифов, радующий перевозчиков, стал причиной активного обновления парков. Парки разрослись так, что найти грузы для них стало непросто. Закономерно выросли связанные с этим расходы на содержание. Конечно, свой вклад внесла изменившаяся экономическая ситуация.

«На снижение стоимости перевозок повлияли следующие проблемы отрасли: увеличение ключевой ставки c 16 до 21%, влияющей на темпы промышленного роста; ставки лизинга тоже стали выше 30%; утильсбор с 1 октября увеличился на 60%; аномальный рост зарплат в логистике, особенно у водителей – на 30%; на 50% повысился тариф для грузовых автомобилей за километр на новых платных дорогах, ЦКАД и на 19% – на действующих трассах.

С апреля 2024 года средняя стоимость одного километра пути увеличилась еще на 8%, на отдельных участках – до 20%; рост использования спотовых платформ разгоняет и так более чем конкурентный рынок. По оценкам «ТРАСКО», в 2024 году конкуренция выросла примерно в 1,5 раза. Помимо этого, торги зачастую оплачиваются перевозчиками (фиксированная ставка, или % от фрахта)», – объяснил заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «ТРАСКО» Александр Шилинчук.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions