+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2024 14:22:18
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

В ДТП с участием беспилотного большегруза могут обвинить программиста

Законодатель не только увидел, но и определил свое отношение к беспилотному транспорту, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. Согласно нормам действующего закона, ответственность за ДТП с беспилотным автомобилем в большинстве случаев ложится на владельца транспортного средства. Однако если причиной аварии признают техническую неисправность или ошибку в программном обеспечении, то ответственность, согласно разъяснениям Минтранса, возложат на производителя.
В ДТП с участием беспилотного большегруза могут обвинить программиста
– Алексей, сколько автомобилей с системами автопилота попали в ДТП?

– С 2021 по 2023 год было зафиксировано более 800 аварий с участием автомобилей с автопилотом. В последние годы на дорогах России наблюдается значительный прирост числа высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС)

– Наличие автопилота вообще как-то влияет на статистику ДТП в России? Есть ли данные, что беспилотные технологии повышают общее число ДТП на автодорогах?

– В России точная статистика о влиянии автомобилей с системами автопилота на количество ДТП не собиралась. Однако международные исследования подтверждают, что автомобили с системами автопилота могут снижать общее количество ДТП на дорогах. Например, исследование Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) показало, что внедрение автопилота может сократить количество аварий на 40%.

На текущий момент в России отсутствует статистика, четко разделяющая ДТП по признаку участия в них ВАТС. Однако исследования и эксперименты, проводимые в разных странах, показывают, что автомобили с функцией автопилота зачастую демонстрируют более высокий уровень безопасности по сравнению с традиционными автомобилями. Это связано с тем, что системы автопилота не подвержены человеческим факторам, таким как усталость, отвлечение внимания или алкогольное опьянение. Тем не менее полностью исключить возможность аварий невозможно, поэтому актуализация и сбор данных по этому вопросу являются крайне важными для дальнейшего развития и совершенствования автопилотных технологий.

– Черный ящик у беспилотов есть?

– Черный ящик в ВАТС играет важную роль в исследовании и анализе ДТП. Эти устройства записывают данные о работе систем до и после аварии. В случае ДТП данные с черного ящика могут быть использованы для определения причин произошедшего, в том числе для выяснения, был ли автопилот активирован в момент аварии, корректно ли функционировали системы безопасности и какие действия предпринимал автомобиль перед столкновением. Эта информация может служить важным доказательством при разбирательстве вопросов ответственности и компенсации ущерба.

В Российской Федерации данные бортового регистратора используются для расследования ДТП и определения степени ответственности участников аварии.

– Если в момент ДТП автомобилем управлял искусственный человек, то кто виновен в ДТП?

– В этом случае черный ящик позволяет определить, был ли оператор активен в момент аварии и мог ли он предотвратить столкновение. Если автомобиль работал в автоматическом режиме и авария произошла из-за сбоя в системе управления, ответственность может быть возложена на производителя автомобиля или компанию, обслуживающую систему автопилота.

Также эта информация, полученная от штатного фиксирующего устройства, может использоваться для определения размера компенсации пострадавшим в результате ДТП.

Например, если авария произошла из-за неисправности автомобиля, производитель обязан выплатить компенсацию за причиненный ущерб. В некоторых случаях эти данные могут служить доказательством невиновности оператора в аварии, например, если столкновение произошло из-за ошибки искусственного интеллекта.

В Российской Федерации применение бортового мониторингового устройства при расследовании дорожно-транспортных происшествий регулируется законодательством и нормативными актами.

– То есть законодатель предусмотрел все нюансы, которые могут быть на дороге, как Вы полагаете?

– Нет, для эффективного регулирования этой сферы необходимы поправки в ряде законов. Цель изменений – максимально полно учесть все возможные последствия применения подобных технологий на дорогах.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions