Инновационные вагоны. Закрепление общих положений по установлению назначенных нормативов периодичности плановых видов ремонта
В 2023 году завершилась разработка ГОСТ Р 71141-2023 «Вагоны грузовые. Установление назначенных межремонтных нормативов. Общие положения», введенного в действие с 1 июня 2024 года приказом Росстандарта от 07.12.2023 г. № 1528-ст. Данный стандарт в том числе устанавливает, что заявленные назначенные межремонтные нормативы подтверждают путем проведения подконтрольной эксплуатации в соответствии с ГОСТ 15.902-2014 и с учетом оценки надежности по ГОСТ 34632.
Также ГОСТ Р 71141-2023 рекомендует, чтобы назначенный межремонтный норматив до первого капитального ремонта был равен сумме нормативов вагона от постройки до первого деповского ремонта и нормативов между деповскими ремонтами; а для последующих капитальных ремонтов – сумме назначенного межремонтного норматива от капитального до деповского ремонта и нормативов между последующими деповскими ремонтами.
Такая конфигурация позволяет наиболее эффективно использовать ресурс комплектующих грузового вагона до их смены в рамках плановых видов ремонта.
И тут возникает вопрос-предложение: а может быть, действие стандарта распространить и на типовой подвижной состав?
Как устанавливаются назначенные нормативы периодичности плановых видов ремонта для инновационных вагонов
В общем виде процедура установления показателей назначенных межремонтных нормативов в отношении инновационных вагонов в соответствии с ГОСТ Р 71141-2023 выглядит следующим образом:
На первом этапе (разработка грузового вагона) разработчик устанавливает заявленные назначенные межремонтные нормативы. При этом заявленные нормативы вагона между деповскими ремонтами и от капитального ремонта до деповского ремонта устанавливают с учетом предусмотренного ремонтными документами объема ремонта вагона и его составных частей, а также темпов деградации (износов, старения) элементов составных частей. Также в соответствии с ГОСТ Р на показатели заявленных межремонтных нормативов накладывается ряд ограничений.
На втором этапе (подконтрольная эксплуатация) проводится подтверждение заявленных назначенных межремонтных нормативов вагона путем проведения подконтрольной эксплуатации по 5.1 в соответствии с ГОСТ 15.902- 2014 (пункт Д.2) с учетом оценки надежности по ГОСТ 34632.
На третьем этапе (финальное решение): на завершающем этапе проводится анализ результатов подконтрольной эксплуатации и принимается решение относительного того, подтвердились ли заявленные значения. При положительном решении заявленные показатели переходят в назначенный межремонтный норматив; в противном случае, если заявленные нормативы не подтверждаются, их значения корректируются.
Окончательные значения назначенных межремонтных нормативов устанавливает разработчик по результатам подконтрольной эксплуатации и в дальнейшем согласовывает их с владельцем инфраструктуры.
Как вагоностроители гарантируют безопасность эксплуатации продукции грузового вагоностроения
При разработке грузового подвижного состава вагоностроителю необходимо максимально избежать конструкторских ошибок и наиболее достоверно определить заложенный фактический ресурс, а также характер его изменения на разных этапах накопления пробега.
Для этого предприятиями реализуется комплекс организационно-технических мероприятий, а также проводится подконтрольная эксплуатация, в рамках которой выявляются скрытые конструктивные недостатки конструкции вагона с целью усовершенствования и/или доработки и оценка темпов износа составных частей в реальных условиях эксплуатации для возможности подтверждения и прогнозирования их ресурса.
Результатом проведения всех указанных мероприятий становится вывод на рынок новой модели грузового вагона с подтверждёнными показателями надежности и межремонтных нормативов, а также обладающих полным набором документов, регламентирующих требования к эксплуатации и ремонту продукции, что гарантирует эффективность и безопасность на протяжении всего срока службы.
Что предлагается?
Предложения Союза по повышению эффективности работы вагонного комплекса в первую очередь касаются необходимости обеспечения единого подхода к разработке документов, регламентирующих как производство грузовых вагонов, так и их ремонт, что будет гарантировать одинаковые требования как к новому вагону, так и к вышедшему из ремонта. Иначе говоря – при разработке ремонтных документов и их последующей актуализации необходимо проводить те же мероприятия, что осуществляют вагоностроители при внедрении стандарта на продукцию и разработке новых моделей грузового подвижного состава.
Также Союзом предлагается рассмотреть целесообразность распространения разработанного ГОСТ Р 71141-2023 на типовой подвижной состав с дальнейшим пересмотром статуса стандарта на межгосударственный и распространением на пространство «колеи 1520».
Автор: Евгений Семенов, исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.