По данным представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко, в 2023 году число заявок на автомобильные грузоперевозки в Беларусь из других стран выросло на 41% по отношению к 2022 году. По количеству лидирует Россия – число заявок увеличилось на 48%, причем наибольшую активность компании проявили во второй половине года. В Беларусь Россия экспортирует нефть, топливо, черные металлы, электрические машины, удобрения, фармацевтическую продукцию и многое другое. Оттуда параллельным импортом товары частично поставляются в страны ЕС.
По данным транспортной компании Ippon Logistic на ноябрь 2023-го, вследствие перераспределения цепочки поставок товарооборот России с Беларусью вырос на 10%. Об увеличении показателя докладывает и транспортная компания «Байкал Сервис». Согласно их подсчетам, в 2023 году объемы отправок в Беларусь увеличились почти в 5 раз по сравнению с предыдущим периодом.
«Сегодня Республика Беларусь – одно из востребованных направлений среди клиентов компании, и в связи с переориентацией международных грузопотоков дальнейший рост объемов перевозок по этому маршруту в ближайшее время продолжится, – рассказывает начальник отдела управления проектами ООО «Байкал-Сервис ТК» Евгений Тарасов. – По данным нашей компании, в 2023 году клиенты транспортной компании чаще всего заказывали перевозку запчастей для автомобильной техники и различного оборудования».
Как следствие, сегмент складской недвижимости и в 2022, и в 2023 году в Беларуси оставался самым стабильным и востребованным на рынке коммерческой недвижимости.
«Ключевыми факторами, обеспечивающими спрос на большие площади складов, были активное развитие компаний из сектора e-commerce, рост компаний традиционной розницы, а также изменение путей и условий логистики товаров. Так, ведущие российские маркетплейсы, Ozon и Wildberries, подбирали площадки под размещение своих сортировочных и распределительных центров. Wildberries, в частности, открыла новый довольно крупный региональный центр в г. Бресте. Из сектора традиционной розницы компания «Доброном» арендовала целиком новый склад в комплексе ТЛЦ «Прилесье», – рассказал партнер, исполнительный директор NAI Belarus Андрей Алешкин порталу коммерческой недвижимости cre.ru. – Из-за превышения спроса над предложением потенциальные арендаторы более лояльны в плане так называемого «транспортного плеча». Если даже 5 лет назад основным требованием было, чтобы объект находился рядом с МКАД, максимум – до 2 км от МКАД; 3 года назад лояльно относились к объектам в 8–10 км от МКАД, то в период II полугодия 2023 года отдельные компании готовы были рассматривать объекты и до 50 км от МКАД».
На конец 2023 года было вакантно немногим более 20 тыс. кв. м складских площадей. Ожидается, что спрос на площади в Беларуси останется стабильным, продолжат расти складские запасы, а «фактор транспортного плеча» по удаленности от МКАД все меньше будет влиять на принятие решения об аренде.
Автор: Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.