+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2024 13:44:20
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Полезные лайфхаки: как доставлять товары в условиях санкций

С 2022 года всем, кто имеет дело с импортными товарами, пришлось перестраиваться. Многие ранее популярные направления стали недоступны, а на ряд товаров из «недружественных» стран действуют повышенные ввозные пошлины в 20%. Для РЖД-Партнера генеральный директор компании мультимодальной логистики Holding Finance Broker Татьяна Кулябина рассказала, как строить логистические цепочки в меняющихся условиях и на чем можно сэкономить.
Полезные лайфхаки: как доставлять товары в условиях санкций

– Что изменилось за последнее время в логистике?
– За последние пару лет в логистике сформировались новые тренды, став ответом на санкционные, геополитические и прочие ограничения. Вот основные тренды:
● Разворот на Восток. По данным Главного таможенного управления КНР, за прошлый год объем товарооборота с Россией вырос на 26,3% – до рекордных $240,11 млрд. Доля импорта при этом выросла на 12,7%, достигнув $129,13 млрд. Помимо санкций, большую роль сыграло снятие ковидных ограничений в Китае. Это привело к расширению логистической инфраструктуры между странами: открылся новый транзитный мост через реку Амур и железнодорожный переход Нижнеленинское – Тунцзян.
● Рынок морских перевозок стабилизировался. За прошлый год негативный эффект от ухода крупнейших международных перевозчиков прошел, так как на их место пришли новые. Главная причина – высокая маржинальность российского направления в сравнении с Европой и США.
● Развитие коридора Север – Юг. Помимо Китая, российские импортеры наладили поставки из Ирана, ОАЭ, Катара и Индии благодаря новым схемам от логиститических операторов.
● Доставка в РФ через третьи страны. Несмотря на ограничения, из Европы в Россию по-прежнему попадают лекарства и некоторые другие товары. Для остальных появились схемы доставки через порты Китая или ОАЭ, а также транзитом через Турцию, Иран, Грузию.
● Новые сервисы для импортеров. Поскольку торговать с Китаем напрямую становится все проще – благодаря крупным маркетплейсам для оптовиков – появляются новые запросы со стороны импортеров. Так, логистические компании стали предлагать не только доставку под ключ, но и поиск поставщиков, оформление документов, переговоры о скидках.

Новые маршруты

– Какие маршруты стали наиболее значимыми?
– Активнее всего импорт идет по трем международным коридорам, где суммарный грузопоток за прошлый год составил 550 млн – на 17% больше, чем в 2021 году. Это:
● Азово-Черноморский транспортный коридор. Направление обслуживает 12 международных морских маршрутов с выходом в Турцию и Северную Африку, а по итогам 2023 года здесь прошло 200 млн тонн грузов – на 13% больше, чем в 2021-м.
● Направление Север – Юг. Коридор связывает Россию, Среднюю Азию, Индию и Иран. Здесь грузопоток по итогам года вырос на треть по сравнению с 2021-м: до 18 млн тонн.
● Восточное направление. Самый востребованный маршрут между Россией и Китаем, по которому за год перевезли 300 млн тонн грузов. Его можно считать и самым перспективным, за счет двусторонних торговых соглашений. Активнее всего растут контейнерные ж/д перевозки, а в прошлом году запустили перевозки в контейнерах через Северный морской путь.

Как доставлять товары из Китая

– Читатели нередко спрашивают, как лучше доставлять товары из Китая. Что можно посоветовать?
– Вот пошаговая инструкция о том, как доставлять товары из Китая – на собственной практике:
1. Выбор поставщика. Мы советуем обращать внимание не на цены, а на гибкие условия для поставок, средние сроки и репутацию. Проверять последнюю лучше через специалистов, чтобы исключить неблагонадежных контрагентов и срыв поставок. Что касается цен, то в Китае о них договариваются при личной встрече, а при размещении заказа можно выбить дополнительную скидку.
2. Заключение внешнеторгового контракта. Он необходим в том числе, чтобы товар успешно прошел таможню. Как правило, договор заключат на обоих языках, и перед подписанием мы рекомендуем обратиться к стороннему переводчику: так можно убедиться, что обе версии идентичны и не содержат «подводных камней». Название компании должно быть написано точно так же, как в местном реестре юрлиц, иначе суд может посчитать документ недействительным. Также удостоверьтесь, чтобы контракт включал полный список обязательств каждой из сторон и штрафные санкции за просрочки или другие нарушения.
3. Оплата товара. Не соглашайтесь на оплату даже небольших сумм до того, как заключите договор. Чтобы перевести деньги китайскому поставщику, вам необходимо: зарегистрироваться в качестве участника ВЭД; подтвердить наличие сделок на сумму от 3 млн рублей или эквивалент в другой валюте; открыть валютный счет. Обычно деньги идут 1–3 рабочих дня. Иногда банки Китая могут заморозить платеж и запросить подтверждающие документы для проверки легального происхождения средств. Если сумма сделки больше 3 млн рублей, предоставление международного контракта является обязательным.
4. Контроль качества. Часто бывают ситуации, когда поставщики нарушают сроки или вовсе не отгружают товар, если он не отвечает техническим требованиям в контракте. Избежать этого помогут процедуры в рамках Quality Control Check: если производитель будет знать о предстоящей проверке, то позаботится о надлежащем качестве товара и его хранении. Также можно обратиться к местным компаниям, ориентированным на такие услуги, или к крупным логистическим операторам, у которых есть китайские представительства.
5. Распределение ответственности. Заказывая товар, вы можете заранее договориться, по какой схеме будет осуществляться доставка. Для этого существуют международные нормы – INCOTERMS. Тут три основных варианта:
● EXW: поставщик только продает товар, а все этапы доставки берет на себя покупатель или нанятая им логистическая компания;
● FOB: продавец довозит товар до международного порта и грузит на борт, после чего ответственность – на заказчике;
● CIF: поставщик берет на себя все, кроме таможенной очистки.
6. Выбор способа доставки. Это зависит от объема партии, категории товара, сроков, бюджета и конкретного маршрута.
По данным Holding Finance Broker, 80% грузов в прошлом году доставляли по суше, из них 70% – ж/д транспортом. 80% заказов также пришлось на мультимодальные перевозки.

Немного об экономии

– Как оптимизировать затраты при организации перевозки?
– Чтобы оптимизировать затраты при организации перевозки, можно дать такие советы:
● Выберите подходящий способ доставки. Один из плюсов логистических операторов – в том, что они предлагают готовые схемы под ваш бюджет, объем и категории товаров, комбинируя способы доставки для минимизации расходов.
● Объединитесь с другими заказчиками. Здесь также на помощь могут прийти логистические компании, которые консолидируют несколько партий товара у одного поставщика в одну, помогая экономить до 10%.
● Договаривайтесь с продавцами. В случае с китайскими поставщиками вы можете снизить цену на любом этапе, если проявите инициативу. В этом помогут посредники, которые хорошо знают язык и специфику местного рынка, а в качестве аргумента можно показать предложение от конкурента с более низкими ценами.
● Договаривайтесь с перевозчиками. Если вы перевозите крупные партии и регулярно пользуетесь услугами компании, смело договаривайтесь о дополнительных скидках или услугах. Например, помощь с таможенным оформлением или поиском выгодных поставщиков.
● Переупаковывайте товар. За счет упаковки можно сэкономить место, а значит, и деньги. К примеру, вакуумная упаковка позволяет снизить цену доставки на несколько десятков тысяч рублей. Еще один вариант – деревянная обрешетка вместо ящиков, изготовленных целиком из дерева.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions