+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2024 12:36:18
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Порты России вышли на рекордный уровень грузоперевалки

По итогам 2023 года грузоперевалка стивидорных компаний увеличилась на 5% по сравнению с 2022 годом. Росморречфлот сообщил, что этот показатель составил 883,8 млн т.
Порты России вышли на рекордный уровень грузоперевалки
«Впрочем, фраза «объем на 5% больше, чем в прошлом году», вырванная из общеэкономического контекста, могла бы являться индикатором оптимистично настроенных прогнозов на продолжительный рост загруженности портов, увеличение торговых оборотов, маржинальный подъем экономики России и успешное преодоление санкционного давления. Однако в целом экономическая картина показывает иную проекцию текущей ситуации: данные статистики ФТС по внешней торговле за три квартала 2023 года показывали спад набранных в 2022 году торговых оборотов. Спад составил 16%», – объясняет ведущий специалист операционного отдела Novelco Данил Прокофьев.

Оптимизация логистики

«Российские компании стараются оптимизировать затраты и нагрузки, вызванные ростом курса доллара, санкционным давлением, банковскими и таможенными запретами и ограничениями, ища наиболее сбалансированные логистические пути. Мультимодальные перевозки являются выгодным вариантом по соотношению стоимости, транзитного времени и количества товаров, которые возможно закупить/продать. Рост товарооборота посредством морских перевозок и увеличивает грузооборот морских портов», – продолжил Д. Прокофьев.

Эксперт подчеркнул, что в основном снизился экспорт из РФ. Импортные же поставки нарастают, и в качестве примера привел тренд по переориентации на новые рынки. Так, в попытке адаптации к санкциям не только укрепляются торговые отношения с имеющимися партнерами, но и налаживаются контакты с новыми рынками. Одним из них является Африканский континент. По данным ФТС, импорт из африканских стран вырос на 10%.

Почему грузы тянет на юг

Пальма первенства по грузообороту принадлежит портам Азово-Черноморского бассейна с показателем 291,4 млн т. И это несмотря на активное развитие торговли с Китаем и учетом того, что доля азиатских стран составляет 70% от международной торговли РФ.

«Чтобы понять лидирующие позиции портов Азово-Черноморского бассейна, нужно понимать направленность изменения логистических маршрутов», – говорит Д. Прокофьев.

Так, почему по объему грузоперевалки лидируют не дальневосточные порты (238,1 млн т), объяснить довольно просто. Основным торговым партнером России на Дальнем Востоке является Китай: торговый оборот с государством вырос примерно на четверть от показателей 2022 года. Контейнерные перевозки из Поднебесной делятся на два вида – прямое ж/д сообщение и мультимодальные перевозки. В процентном соотношении нагрузка на ж/д сообщение больше, чем на мультимодальные перевозки через приморские порты. Также для транспортировки из Китая часто стали часто использовать автомобили. Соответственно, вся торговая нагрузка в регионе распределяется по множеству логистических путей.

Нюансы логистики

«Южные порты имеют совершенно иную как географическую, так и экономическую идентичность. Во-первых, они являются основными экономическими воротами для международной торговли с новыми рынками в Африке, в странах Аравийского полуострова, и странах акватории Индийского океана. Во-вторых, меняются логистические маршруты: грузы, до 2022 года консолидирующиеся в европейских странах и далее ввозимые автомобилями через границу с Россией, теперь консолидируются в ОАЭ и Турции с последующим вывозом контейнерами в порты Азово-Черноморского бассейна», – добавляет эксперт.

Грузооборот в портах других бассейнов, по данным Росморречфлота, выглядит следующим образом:
Арктического бассейна – 97,9 млн т (-0,7%);
Балтийского бассейна – 248,6 млн т (+1,3%);
Каспийского бассейна – 7,8 млн т (+29,7%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions