+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2024 10:54:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперт: если погрузка угля снизится, то РЖД не сможет быстро заместить номенклатуру

В случае резкого снижения транспортировки угля найти ему полноценную замену будет довольно сложно в силу куда меньших по сравнению с ними объемов производства других грузов, об этом РЖД-Партнеру рассказал Леонид Хазанов, промышленный эксперт, доктор экономических наук. Минтранс между тем в конце марта направил в Минэнерго предложение о полной отмене скидки на перевозку угля по железной дороге.
Эксперт: если погрузка угля снизится, то РЖД не сможет быстро заместить номенклатуру
Уголь наращивает погрузку

Более 9 млн т дальневосточного угля погрузили за первые три месяца 2024, об этом сегодня, 22 апреля, сообщила пресс-служба ДВЖД. Рост по сравнению с прошлым годом – более 8%.

«В лидерах Эльгинское месторождение – 4,4 млн т в Якутии и Ургальское в Хабаровском крае – 1,6 млн т. Более 754 тыс. т угля погружено с Сыллахского (Республика Саха (Якутия)) и Сугодинско-Огоджинского (Амурская область) месторождений», – передал железнодорожный перевозчик.

На экспорт отправлено 7,1 млн т, что на 11% больше, чем годом ранее, добавила пресс-служба ДВЖД. Восточный полигон наращивает переработку угля: на 6%, до 108 млн т вырос объем перевозок номенклатуры по Восточному полигону по итогам 2023 года. В апреле этого года на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки» замминистра энергетики России Сергей Мочальников заявил, что по оценкам Минэнерго, к 2030 году Россия сможет вывозить около 210 млн т угля, а к 2035 году – до 270 млн т.

«При достаточной провозной способности Восточного полигона угледобывающие компании способны нарастить добычу до 500 млн т в год», – отметил С. Мочальников в своем выступлении.

В конце марта замминистра транспорта Валентин Иванов подписал письмо, в котором предложено с 2025 года на постоянной основе отменить понижающие коэффициенты на перевозку угля по железной дороге, документ направлен в Минэнерго. Скидка временно не рассчитывалась с 2022 года. Изначально понижающие коэффициенты применялись с целью поддержки угольной отрасли при перевозках на экспорт, объяснил эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Фарид Хусаинов. Поэтому коэффициент применялся для расстояний перевозок свыше 3,5 тыс. км, а последние годы – после 2016 года – для расстояний свыше 3,3 тыс. км.

«Однако когда ОАО «РЖД» озаботилось повышением доходов, решили эти понижающие коэффициенты отменить. В общем, было понятно, что все идет к их полной отмене, однако чтобы решение не выглядело слишком резким, сначала это решение было принято как временное, но постепенно продлевалось – до конца 2022 года, затем до конца 2023 года, затем до конца 2024 года. Сделано это было так постепенно, вероятно, для того, чтобы у грузоотправителей угля сохранялась какая-то надежда, которая, как известно, умирает последней», – добавил он.

Уголь снижает погрузку на сеть

Если на Дальнем Востоке погрузка угля растет, то по всей сети РЖД погрузка номенклатуры снизилась почти на 5,5% в первые три месяца 2024 года, до 86,8 млн т. Перевозки угля на экспорт – в числе основных потерь железнодорожной компании. Причин для этого несколько, одной из главных называют введение Евросоюзом эмбарго на поставки российского угля. Угольщики перенаправили груз на Восточный полигон, а Минтранс предложил стимулировать поставки через порты русской Балтики. Инициативу так и не удалось реализовать, теперь ее вновь обсуждают. Между тем снижение погрузки угля в направлении портов Северо-Запада в первом квартале 2024 года железнодорожный перевозчик связал в том числе и с аномально низкими температурами, уголь замерзал, и его невозможно было разгрузить.

Со слов Ф. Хусаинова, различные угольные компании по-разному оценивают потери от отказа от понижающих коэффициентов, в зависимости от структуры грузопотока, от структуры разных марок угля в погрузке, и расстояния. В целом средние величины потерь составляют от 15% до 20%, добавил он.

«Это в целом, а не конкретно по тем дальностям, на которые пришлось повышение, по ним рост тарифа, очевидно, выше», – подчеркнул эксперт.

Если отмена скидок заставит угольщиков снизить погрузку на сеть, то железнодорожному перевозчику найти углю полноценную замену будет довольно сложно в силу куда меньших по сравнению с ними объемов производства других грузов, такое мнение РЖД-Партнеру высказал Леонид Хазанов, промышленный эксперт, доктор экономических наук. В защиту своего довода он приводит статистику: если в 2013 году доля перевозок угля в структуре транспортировки грузов по железным дорогам превышала 25%, до 310,8 млн т, то в 2023 году – почти 28,5%, до 350,3 млн т. Подобный рост нельзя назвать большим, комментирует Л. Хазанов. Для сравнения, погрузка железной руды в 2023 года составила 110,3 млн т, минеральных удобрений – 63,8 млн т, черных металлов – 67,8 млн т.

«Если транспортировка угля упадет в течение 2024 года на 10%, или на 35 млн т, то нереально быстро увеличить на аналогичную величину добычу железорудного сырья, выпуск минеральных удобрений или выплавку стали ни по отдельности, ни сообща. Соответственно, предпосылок к росту их перевозок нет и альтернативой углю они вряд ли смогут стать», – резюмирует эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions