+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2024 11:35:41
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Интересы на границе: как канатная дорога из Хэйхэ в Благовещенск и мост Джалинда – Мохэ на Дальнем Востоке помогут отношениям России с КНР

Принципиальное значение для развития Дальнего Востока имеет взаимодействие приграничных регионов с Северо-Востоком Китая: в условиях роста товарооборота, загруженности портов, интереса КНР в импортных товарах из РФ возникла необходимость развития сухопутных связей. Граница с Китаем при этом воспринимается как «каркас» для новых проектов сотрудничества несмотря на то, что ее большая часть проходит по Амуру — крупному физическому барьеру.
Интересы на границе: как канатная дорога из Хэйхэ в Благовещенск и мост Джалинда – Мохэ на Дальнем Востоке помогут отношениям России с КНР
Два важных проекта

В 2012 году между двумя странами было подписано соглашение о строительстве канатной дороги из Благовещенска в Хэйхэ, а уже в 2025 году она должна быть введена в эксплуатацию и станет основой для создания центра российско-китайского делового сотрудничества на базе двух городов.

Вместе с этим, с 2023 года ведутся регулярные рабочие встречи с обсуждением нового перехода на границе Амурской области и городского уезда Мохэ. Оба проекта поспособствуют развитию партнерских отношений с Китаем сразу по нескольким направлениям: логистическому, инвестиционному, социально-экономическому и туристическому.

Логистические плечи и пропускные способности

Сейчас можно обозначить две логистические проблемы Дальнего Востока. Во-первых, дефицит провозных мощностей (по словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, в 2022 году он составлял более 70 млн т грузов при общем обороте около 121 млн т за тот же год). Во-вторых, имеются значительные логистические издержки ввиду недостающей трансграничной транспортной инфраструктуры: например, Хабаровский край не имеет пограничных переходов, а многие речные переправы в регионах были закрыты из-за низкой эффективности. Обе проблемы частично решил Благовещенский мост, построенный в 2022 году. В текущей конфигурации мост готов принимать 4 млн тонн грузов в год, а логистическое плечо для региональных предприятий сократилось на 300 км.

Продолжение последует в виде автомобильно-железнодорожного перехода «Джалинда – Мохэ», который нацелен на предприятия Забайкальского края, Амурской области и Республики Якутия. По оценке Минтранса РФ, для них путь до южных регионов Китая сократится на 2000 км, и значительно увеличатся экспортные способности якутских угледобывающих предприятий: с 2,4 млн т в год до 18 млн т к 2033 году. Реализация проекта позволит снизить стоимость продукции для конечных потребителей в Китае, что также отразится и на стоимости импортируемых товаров, которые приобретают российские компании.

Инвестиции и новые точки притяжения

Важным аспектом остается экономическая интеграция стран. Новые инфраструктурные проекты создают привлекательные локации для зарубежных инвесторов: формируются зоны с высококвалифицированными рабочими местами и возможностями для трансграничной торговли. При этом китайские инвесторы заинтересованы именно в приграничных регионах, таких как Амурская область, Приморский край и Еврейская автономная область. Они являются лидерами российского рейтинга по продуктивности взаимодействия с Китаем, здесь уже сосредоточены крупные китайские предприятия и инвестиции.

Среди имеющихся примеров можно отметить строительство Нижнеленинского моста: оно привело к включению новых участков вблизи перехода в состав территории опережающего развития (ТОР) «Амуро-Хинганская», где разместятся транспортно-логистический центр, технопарк, промышленные предприятия с участием китайских инвестицией. Аналогичный эффект можно ожидать и при реализации перехода «Джалинда – Мохэ».

Развитие туризма и социально-экономические выгоды

Один из уникальных случаев — это канатная дорога между Благовещенском и Хэйхэ, которая запустит создание международной точки притяжения: к 2027 году на прилегающих территориях появятся визит-центр, гостиничный комплекс и Экспоцентр с шоурумом для отечественных и китайских товаров. Комплекс станет входной точкой для китайских и японских туристов в Амурскую область и Дальний Восток, а также поможет создать тесные торгово-экономические связи между макрорегионом и Китаем.

В целом такие проекты предоставляют многочисленные экономические возможности, которые улучшают имидж Дальнего Востока и способствуют решению социальных проблем макрорегиона: например, уменьшают миграционный отток и повышают качество жизни за счет развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions