+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.10.2023 13:06:04
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов октябрьского выпуска № 19–20 (503–504) мы подготовили для вас следующие интересные темы:
Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!
РЖД-Партнер представляет очередной обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам последних двух месяцев, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты.

В августе и сентябре базовая ставка аренды полувагона на споте сохранилась на том же уровне, что и в предыдущие два летних месяца – 3200 руб./сут. Однако коридор колебаний ставок в августе остался достаточно широким. В сентябре стало еще проблематичнее найти дешевый полувагон, несмотря на снижение погрузки угля и стройгрузов в сентябре. Базовая ставка аренды на споте по-прежнему превышала средневзвешенное значение в коридоре, что указывало на дисбаланс.

С одной стороны, операторы стремились к повышению ставок. А с другой – клиенты не всегда оказывались готовыми платить больше. Парадокс вполне объясним. Читайте наш обзор «Доход по осени считают».

Среди участников рынка разгорелась дискуссия. Одни считают, что «лишний» парк тормозит оборот вагона и с «избытком» надо решительно бороться, а другие – что можно найти способы сокращать на сети оборот вагона и при нынешнем размере рабочего парка. Кто прав и какие меры следует предпринять для улучшения оборота вагонов?

Казалось бы, в теории все просто. Дефицит или профицит вагонов на сети определяется как разница между потребным и наличным парком. Если она положительная – вагонов избыток. Но на практике конечный результат получается неодинаковым, исходя из того, как именно считать потребный парк. Его можно, например, оценить как функцию двух переменных – погрузки и оборота вагона. Так скажут многие ученые.

Для оператора потребный парк означает количество вагонов, необходимое для выполнения заявленных объемов погрузки. И здесь принимается во внимание гораздо больше параметров: грузооборот, оборот порожнего парка, средняя дальность перевозки, среднесуточный пробег и производительность вагона. Иными словами, будет учитываться работа подвижного состава на сети. Если же обратиться к перевозчику, то он выведет потребный парк из провозной способности инфраструктуры и степени нагрузки на нее. У него есть своя методика. Какая – в нашем материале «Лишний» парк на сети РЖД. Есть ли шанс ускориться?»

С апреля текущего года погрузка нефти и продуктов ее переработки находится в минусе. И выхода из отрицательной зоны не видно. Среди основных номенклатур, которые в настоящее время определяют объем погрузки на РЖД, три: мазут (29%), дизтопливо (30%) и бензин (20%). При этом около 61% составляют внутренние перевозки. На долю экспорта приходится еще треть. Остальное (6%) – транзит. Железнодорожников спасают внутренние перевозки. А экспорт, который традиционно выступал драйвером во всех периодах подъема погрузки, как раз сейчас способствует ее торможению. Основной спад произошел из-за снижения отправок за рубеж дизтоплива. В августе, например, его вывоз сократился на 47%, в сентябре – еще больше, а в октябре – как ожидается, упадет почти до нуля, поскольку в сентябре Россия объявила о запрете на экспорт большей части дизтоплива из своих портов северо-запада. Таким образом в правительстве РФ стремятся стабилизировать цены на топливо внутри страны. Каковы дальнейшие перспективы – в статье «Нефтяная игла теряет свою остроту».

С весны этого года рынок вагоностроения постепенно восстанавливается. По оценкам ИПЕМ, за 8 месяцев произведено 39,3 тыс. грузовых вагонов, что на четверть превышает соответствующий прошлогодний результат. При этом начиная с июня ежемесячный рост производства наблюдается не только к уровню прошлого, но и предыдущего года.

Выпуск вагонов в этом году может превысить прошлогодний объем производства более чем на 15%, составив 60 тыс. ед., и приблизиться к показателю 2021 года. Увеличение поставок подвижного состава сейчас происходит на фоне динамично растущей стоимости нового парка. Если новый полувагон в конце прошлого года обходился в 3,7 млн руб. (без НДС), то в III квартале этого – в 5 млн руб. Цена контрактации на следующий год уже превышает 6 млн руб.

При этом не исключено, что планы операторов по закупке вагонов по лизинговым схемам скорректирует поднятая в сентябре ЦБ РФ ставка рефинансирования. Подробности в материале «Вагоны вошли в фазу роста».

Проблема в том, что в период трансформации логистики клиентам требуются вполне определенные сервисы, а перевозчик везет грузы так, как может. Позиция перевозчика сформулирована довольно ясно: на сети отправители ведут себя турбулентно. Они не могут четко спланировать работу. А операторы потакают клиентам, и вагоны распылены на сети хаотично, порожние потоки не консолидированы, и в результате возникают заторы. Кроме того, на сеть выводят больше вагонов, чем может пропустить инфраструктура. В данном случае встает вопрос о критериях оценки эффективности железнодорожных перевозок. По этому поводу возникла дискуссия. Независимые эксперты полагают, что одним из таких критериев следует рассматривать соотношение динамики тарифа перевозчика и ставок аренды вагонов.

Если брать начало нынешней весны, то тарифы перевозчика выросли по сравнению с декабрем 2021 года на 30%. Сначала с 1 января 2022 г. – на 6,8%, затем с 1 июня 2022 г. – на 11% и с 1 января 2023 года – на 10% (с надбавками на капремонт).

Однако следует учесть новые обстоятельства. Какие – разбираемся в статье «Разновекторный поиск: куда идем и что ищем?»

Продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.

• При оформлении подписки на журналы «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» до 1 октября 2023 года предоставляется скидка 10%.
• Всем подписчикам журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» предоставляется 10-процентная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны».
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписывайтесь на «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы». Будьте в курсе событий транспортного рынка!

У вас остались вопросы?
Задайте их!
Тел.: + 7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions