Владельцы грузовиков разрешенной массы свыше 12 т обязаны платить за каждый километр пройденной федеральной трассы 2,54 руб. В системе – более 723 тыс. российских и иностранных перевозчиков, которые зарегистрировали более 1,6 млн крупнотоннажных грузовиков. Из них 10 тыс. зарегистрированы только за последний месяц.
Законопослушные автогрузоперевозчики попросили правительство России временно заморозить платежи по системе «Платон». Однако просьба автогрузоперевозчиков осталась без ответа. Все дело в том, что государство не хочет создавать конкурентные условия для автогрузоперевозчиков, объясняет В. Матягин.
«У нас много законов, которые не работают, и, конечно, перевозчик будет искать возможности уйти в тень. Бизнес предлагал государству сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Но что министерства, что госсистема «Платон» не занимаются развитием рынка грузоперевозок, они изыскивают деньги на ремонт и строительство дорог», – негодует В. Матягин.
Последние несколько лет автовладельцы большегрузов выработали схемы ухода от «Платона». Во-первых, регистрируют грузовики на номинальных собственников, у которых нет никакого имущества и нет даже водительского удостоверения, а во-вторых, либо экранируют бортовое устройство кастрюлями – и тогда оно перестает ловить сигнал, либо вовсе ставят глушилки.
Глушилки на «Платон»
Их продают в магазинах запчастей для тяжелых автомобилей. Стоимость такого устройства – до 3 тыс. руб. Внешне аппарат похож на зарядку для телефона от бортового прикуривателя.
«Нет наказания за данное деяние. Закон не запрещает вставлять зарядное устройство в прикуриватель. Использование глушилки – это, получается, легальный способ ухода от платежей. Это ответ на бездумность решений в отношении автогрузоперевозчиков. Законодатель спускает законы, которые ладно бы не работают, но они же усиливают недобросовестную конкуренцию. И на рынке выигрывает тот, кто научился обходить закон», – заявляет президент «Грузавтотранса».
От перевозчика стремятся отщипнуть все и каждый, добавляет эксперт. Поэтому более 70% перевозчиков глушат «Платон», чтобы сэкономить. Глушилка оставляет для всех берущих на дороге приличные суммы, подсчитывает он.
«Машина в среднем наматывает 20 тыс. км. При действующих тарифах за месяц надо отдать около 50 тыс. руб. Итого за год – около 600 тыс. То есть в среднем глушилка способна сэкономить до полумиллиона рублей, если учитывать праздничные и выходные», – говорит В. Матягин.
По данным пресс-службы госсистемы «Платон», за счет средств, поступивших от грузовладельцев, к сегодняшнему дню построено и отремонтировано более 130 мостов и 3,3 тыс. км дорог, включая расширение с двух до четырех полос 600 км федеральных дорог.