Договор о техническом обслуживании поездов «Сапсан» продолжает свое действие. Как уже ранее сообщал РЖД-Партнер, в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московское (Металлострой) за период с 2006 года, партнерства с компанией Siemens, локализовано производство широкого спектра сервисов и номенклатуры деталей, которые требуется периодически ремонтировать или менять. Здесь есть своя ремонтная база. Но под вопросом техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России «Сапсанов». Пока эти планы РЖД не озвучивают. Более того, эксперты обращают внимание на необходимость решения вопроса с заменой старого двигателя на новый.
О. Белозеров подчеркнул, что «Сапсаны» продолжат ходить и при возникновении каких-то «нюансов» РЖД будут запчасти дорабатывать, «искать варианты, как это будет работать».
Директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев обращает внимание на будущее пассажирского спроса, на динамику которого влияют разные факторы. С одной стороны, он может сократиться в силу влияния санкций в целом на экономику и как следствие – снижения деловой активности, в том числе между столицами. С другой стороны, с учетом сложной ситуации в авиационной отрасли у РЖД появляется возможность перехватить тех клиентов, которые раньше предпочитали авиасообщение между Санкт-Петербургом и Москвой.
Другой собеседник издания не исключает повышения стоимости проезда на этом направлении в краткосрочной перспективе в связи со снижением покупательной способности населения и ростом инфляции. Здесь эксперты не исключают рассмотрения вопроса о субсидировании этого роста.
Начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ) Алексей Колин рассуждает, что в условиях сокращения возможностей для путешествия россиян за рубежом спрос на перевозки во внутреннем сообщении как минимум не будет снижаться, а скорее всего – увеличиваться.
«Учитывая высокую привлекательность Санкт-Петербурга как туристического объекта в коридоре Москва – Санкт-Петербург, спрос на перевозки тоже будет расти, а это значит, что проблема дефицита предложения со стороны перевозчика скоростными поездами «Сапсан» в условиях, когда провозную способность нельзя будет наращивать (новые составы поезда «Сапсан» должны были удвоить вместимость курсирующих за счет прицепки второго состава к уже имеющемуся), будет чувствоваться довольно остро», – высказывается он.
С другой стороны, у перевозчиков холдинга есть некоторые резервы по компенсации недостающей провозной способности. Так, на часть ниток расписания поездов «Сапсан» можно вывести вагоны типа «Невский экспресс» с электровозами ЭП20. Время хода таких поездов может быть идентично времени нахождения в пути поездов «Сапсан» и составит около 4 ч.
А. Колин добавляет, что еще часть ниток можно обеспечить менее скоростным подвижным составом – двухэтажными сидячими вагонами с электровозами ЭП20, ЧС200 со временем в пути около 6 ч. Сами же поезда «Сапсан» целесообразно эксплуатировать по системе многих единиц – сцепленными по два в составе поезда. Цель такой меры – рациональное использование пропускной способности линии.
Не видит никаких предпосылок для катастрофических прогнозов и промышленный эксперт Леонид Хазанов. «РЖД могут продлить эксплуатацию на маршруте Москва – Санкт-Петербург действующих «Сапсанов». Как вариант – они могут поменять «Сапсаны» на «Ласточки», хотя они немного отличаются друг от друга. Зато производство «Ласточек» в России отличается высоким уровнем локализации и оно может поставить необходимое число поездов для линии», – говорит он.
По мнению эксперта, хватит года для замены замороженных Siemens «Сапсанов» российскими поездами. Главное, чтобы у РЖД были средства на их приобретение.
Сейчас на долю поездов «Сапсан» приходится более половины пассажиропотока линии Санкт-Петербург – Москва. Ежесуточно они делают здесь до 30 рейсов, перевозя в среднем около 15 тыс. пассажиров. По итогам 2021 года перевозки пассажиров поездами «Сапсан» выросли на 52% – услугами высокоскоростных поездов воспользовалось почти 5,4 млн пассажиров. Всего с начала эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан» ими перевезено свыше 48 млн пассажиров.
В прошлом году из Германии прибыло три новых «Сапсана», в настоящее время ведутся пусконаладочные работы и сертификационные испытания. Их планируется запустить к Петербургскому международному экономическому форуму в июне.
До решения о прекращении поставок, в 2019 году, Siemens, «Синара» и РЖД договорились о поставке 13 десятивагонных составов «Сапсан», исполнение контракта было намечено на сентябрь 2022 – июль 2023-го. Общая стоимость контракта на поставку называлась €513,5 млн.
В этом разговоре стоит также отметить, что на фоне функционирования скоростного железнодорожного сообщения между столицами возникает вопрос о дальнейшей судьбе проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В конце прошлого года на фоне дефицита инвестпрограммы пришлось неожиданно для всех пересмотреть планы по развитию ВСМ. И тогда первоочередной задачей властей была названа модернизация Восточного полигона, которая сегодня будет активизирована в связи с переориентацией грузовых потоков.
«Для меня строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург и ранее было сомнительно с точки зрения целесообразности. Теперь перспективы проекта еще менее очевидны», – комментирует П. Атаев.
Как ранее отмечал РЖД-Партнер, аналогично можно сказать об открытии и новых линий, на которые планировались «Сапсаны».
Ранее РЖД-Партнер писал, что на официальном сайте РЖД исчезли из продажи билеты на поезда «Сапсан», которые стоят в расписании с 1 июня. В ответ на поисковые запросы выдается следующее: «Нет информации о свободных местах». При этом купить билет на «Сапсан» на 31 мая еще возможно. Как сообщил источник в Дирекции скоростного сообщения – филиале ОАО «РЖД», на данный момент возникли технические вопросы, связанные с порядком продажи билетов, которые должны быть в ближайшее время решены. После этого билеты снова появятся в продаже. Сегодня купить билеты на «Сапсан» отправлением с 1 июня нельзя.