+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.04.2025 09:58:16
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

«Черный понедельник» из календаря не отменить, с ним придется жить

Какими будут последствия «черного понедельника», или международного экономического шторма, вызванного новыми американскими пошлинами, для России? В частности, как это отразится на состоянии российского транспортного рынка? На эти вопросы сегодня ищут ответа аналитики.
«Черный понедельник» из календаря не отменить, с ним придется жить
Против России тарифы по инициативе Дональда Трампа не вводились, поскольку в отношении нее действуют жесткие санкции, которые исключают какую-либо значимую торговлю. Тем не менее решения Д. Трампа могут опосредованно повлиять на Россию.

При этом эксперты приводят неоднозначные оценки. В них указываются как плюсы, так и минусы в подвижках, которых следует ожидать.

Что в российской корзине прибавится

Фондовые рынки отреагировали на пошлины от США против 185 стран негативно. В частности, упали котировки акций в крупнейших азиатских экономиках. Индекс Shanghai Composite упал на 4,5%, Shenzhen Component – 6%, Пекинской фондовой биржи – 7%, гонконгский Hang Seng – 13%, технологический сектор Китая – на 17%, акции интернет-трейдера Alibaba – на 20%.
Ожидается, что в ЕС усилят ограничительные меры против поставок из Китая. Тогда у КНР останется как выход – искать альтернативные рынки сбыта своей продукции. А это означает усиление логистики в направлении РФ.

Правда, сейчас российские склады имеют солидные запасы китайских товаров, и сложно представить, что ритейлеры кинутся покупать новые объемы, не распродав старые запасы. Поэтому должен пройти какой-то лаг по времени для формирования дополнительных грузопотоков из КНР. К тому же не следует забывать, что китайскому импорту в РФ есть альтернативы. На таком фоне Китаю придется принять меры по оптимизации транспортной составляющей, что должно улучшить условия продаж.

Не исключено, что со стороны Китая будут предложены и более умеренные цены. Не случайно экономист Василий Колташов считает, что экономический спад из-за пошлин Д. Трампа может пойти на пользу России, так как перестроит мировую торговлю.

Впрочем, в Поднебесной могут и попытаться, наоборот, поднять цены на свои товары, поставляемые в РФ, для компенсации потерь на западных рынках. Тут как карта ляжет, говорят финансовые аналитики.

Внимания заслуживает также анализ направлений производственно-технологического сотрудничества в тех отраслях, где новые пошлины от США угрожают сложившимся производственным цепочкам, в которые встроены компании из «пострадавших» стран. Важно вовремя оценить возможности вхождения российских компаний в «разорванных звеньях» соответствующих цепочек и оперативно использовать эти возможности, считает заместитель директора ИМЭМО РАН Сергей Афонцев.

Некоторые аналитики предположили, что товарооборот с РФ через третьи страны по некоторым позициям может вырасти – несмотря на действующие санкции. Ведь торговать с Россией даже с учетом сложной логистики становится выгоднее после введения пошлин Трампа. И рынок будет активнее заполняться зарубежными товарами. Но это уже чисто теоретически.

Что в РФ – в позиции рикошета

Российские власти будут делать все необходимое, чтобы минимизировать последствия международного экономического шторма, вызванного новыми американскими пошлинами, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Само по себе подобное высказывание навевает мысли о возможности рикошета – негативных последствий для российского рынка от принятых Д. Трампом мер.

«Мы видим, как тарифы США шарахнули по ценам на нефть. Ее цена на мировых площадках упала ниже той величины, которая заложена в бюджете РФ. И эти потери России придется как-то восполнять. Предстоит поиск инструментов для этого. Возможно, будет увеличена ключевая ставка ЦБ РФ», – предположил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Если замедление мировой экономики ударит по спросу на энергоресурсы, сырье, минудобрения, металлы, которые продает РФ на внешних рынках, это может негативно сказаться на экспортных доходах и на курсе рубля.

Возможно, кто-то из экспортеров найдет свои ниши, но это в любом случае произойдет с лагом по времени. А пока предстоит очередная перестройка в российской экспортной логистике. В частности, это тянет за собой негатив для динамики погрузки на РЖД до конца 2025 года, полагают другие эксперты.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сообщил, что Россия уже ощутила на себе последствия от ввода американских пошлин.
Цена на нефть Brent упала ниже отметки $63 за баррель впервые с апреля 2021 года, после того как Саудовская Аравия снизила стоимость своей нефти для покупателей из Азии.
Здесь следует учесть такой нюанс: если Китай вряд ли будет торговаться по поводу выравнивания своего торгового баланса с США, то ряд других стран, которые традиционно покупали нефть и сжиженный газ в РФ, могут не устоять от искушения покупать американские углеводороды, поскольку именно это им будут предлагать. Причем по повышенной по сравнению с рынком цене – в надежде снизить пошлины на свой экспорт в США.

Кроме того, тарифы Д. Трампа могут подстегнуть процесс замедления роста международной торговли. А это чревато для России потерей объемов поставок на мировой рынок и снижением поступлений выручки в разных валютах. В таком случае может последовать снижение спроса и на экспортную продукцию из России. «Под угрозой – сырьевая продукция, то есть нефть и продукты первичной переработки, например, те же удобрения», – подытожил М. Делягин.

Риски глобальной рецессии могут привести к снижению экспорта и из РФ. Тревожным звонком стало поведение индекса Мосбиржи. Новости из США и глобальных рынков спровоцировали падение указанного показателя на 10%.

Прогнозы поют романсы

Соответственно, возникает неблагоприятная конъюнктура для российских транспортных сетей. События на мировом рынке потянут за собой широкий круг вопросов. Сильнее всего изменения затронут сырьевые отрасли РФ с высокой транспортной составляющей. Например, угольную.

Но негатив коснется и других сегментов российской экономики. В частности, экспорта нефти.

Во-первых, в США намекают на возможность ужесточения санкций против теневого танкерного флота. Правда, американцы прекрасно понимают риски конфронтации в таком случае.
Во-вторых, в США постараются сделать так, чтобы за проданную нефть из РФ было сложно купить что-то равноценное в других странах. Но это гипотезы.
А реальность такова, что российскую экономику постараются запереть в определенной системе координат. Вопрос в том, сколько в мире найдется желающих приобщиться к ней, чтобы сообща спастись от мировой рецессии. От ответа на него будет зависеть внешнеторговый потенциал РФ. А значит, и объемы грузоперевозок.
Скорее всего, в перспективе вырастет импорт (возможно, транзит), а вот экспорт – снизится. А дальше ситуация будет зависеть от состояния внутреннего рынка РФ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions