Да, есть нормы ВТО, есть китайская приграничная инфраструктура для выпуска продукции первого передела из круглого леса, но контейнеризация готовой продукции на местах в РФ при ее явной экспортной ориентированности бы все равно выиграла.
По нашим оценкам, на рынке освободится до 6000 спецплатформ для перевозки леса (20% от общего парка лесных платформ), из которых до 1000 ед. будут задействованы для завоза круглого леса на крупные перерабатывающие мощности в Сибири и Дальнем Востоке. До 1500 ед. имеют потенциал работы в Северо-Западном и Центральном федеральных округах ближайшие 2–3 года. Из оставшихся 3500 ед. останется потребность в 1000 ед. для обеспечения дополнительного объема на вывоз сырого пиломатериала на экспорт в Китай – остальные 2500 ед. попросту спишут в ближайшие 2 года по сроку службы.
Рынок лесной платформы перестроится с акцентом на европейскую часть России, ничего критически страшного для него (сильный профицит парка на сети РЖД в вопросе доходности операторов) с вводом этой запретительной меры не произойдет. При этом, если этот сценарий реализуется, ОАО «РЖД» потеряет груженый тариф в размере 1,5 млрд руб. в моменте, что составляет всего 3% от провозной платы за весь круглый лес и пиломатериалы на рынке (несущественно).
За 11 месяцев 2021-го объем контейнерных отправок пиломатериалов на сухие погранпереходы с Китаем (Забайкальск, Гродеково, Замын-Ууд) увеличился на 1,5% по сравнению с 2020 годом. Объем отправок круглых лесоматериалов увеличился на 13%, сырых пиломатериалов уменьшился на 11%.
Из-за конвенционных запретов оформления груженых вагонов на сухие погранпереходы с Китаем «Евросиб» по итогам 2021-го недогрузил в направлении сухих порядка 40% объема лесоматериалов. По нашим оценкам, текущая пропускная способность инфраструктуры (указанных выше станций в пересчете на обрабатываемые поезда) выбрана на 90–95%.