Погода на Крымском мосту еще днем оставляла желать лучшего (сильный туман и холодный ветер), но рабочие, ждавшие Владимира Путина, наотрез отказывались заходить в бытовку, куда их настойчиво звали «на глоток чая». Господин Путин задерживался, но они ждали и в итоге дождались.
Президент приехал на Крымский мост в компании своего полпреда в Южном федеральном округе Владимира Устинова, министра транспорта Максима Соколова, главы Крыма Сергея Аксенова, а также Аркадия Ротенберга, компания которого «Стройгазмонтаж» и взялась за строительство моста протяженностью 19 км и стоимостью почти 228 млрд руб.
По пути к рабочим господину Путину напомнили об основных и самых впечатляющих характеристиках объекта (там фигурировали цифры в 7 тыс. различных свай и 595 опор), а также о том, что темпы работ позволяют сдать объект раньше декабря 2018 года. А затем заместитель главы «Стройгазмонтажа» Леонид Рыженькин начал доклад о том, кто всем этим занимается на месте.
— Здесь участники, которые с самого начала стройки: и тюменцы, и нижегородцы, и Центральная Россия...
— Интересный объект, мощный... И все получается у вас. Даже раньше срока, насколько я понимаю? — неожиданно спросил его Владимир Путин.
— Да, у нас в конце декабря 2018 года автодорога должна открываться...— господин Рыженькин был осторожен.
— Так вы говорите, к маю будет готова? — переспросил президент.
— Стараемся, стараемся…— еще более аккуратно произнес заместитель главы «Стройгазмонтажа».
— Хотелось бы, конечно, чтобы люди могли в летний сезон воспользоваться. Хотя подъездные пути еще нужны, дорожники чтобы поработали как следует. Сейчас уже можно на такой неподготовленной трассе от берега до берега проехать?
— Да,— ответил Леонид Рыженькин, понимая, вероятно, что никакого другого ответа дать просто нельзя.
— А по второй части, железнодорожной, предстоит немало сделать...— риторически сказал президент государства.
— Вот как раз молот стучит — погружает трубосваи для железной дороги. Слышно? А впереди — Крым, рукой подать до фарватерного участка, совсем чуть-чуть осталось!
Ответы руководства «Стройгазмонтажа» президента удовлетворили, и он отправился к рабочим. Один из них поблагодарил господина Путина «за грандиознейший, значимый проект и возможность его реализации».
— Крымский мост, считаю, является очень важным событием в России! Оно дает надежду и веру в процветание и укрепление нашей державы! — отчеканил строитель.
— Это проект, который пытались реализовать еще при царе-батюшке,— Владимир Путин углубился в историю.— Уже готовились к проектным работам, но Первая мировая война не дала возможности реализовать. В 1930-е годы пытались сделать — тоже не смогли! И позже пытались — ничего не получалось... А у вас получилось!
Большей похвалы, пожалуй, сложно было представить. Сфотографировавшись с рабочими, Владимир Путин последовал вместе с господами Соколовым, Устиновым и Аксеновым далее по своему графику. Аркадий Ротенберг остался на Крымском мосту. Не подойти к нему было нельзя.
— Успеете в 2019 году железнодорожные пути проложить? — спросил я главу «Стройгазмонтажа».
— В декабре 2019 года должны все закончить...
— А трудностей вообще много было?
— Хватало...— признался господин Ротенберг.— Приходилось многому учиться — например, установке наклонных свай...
Он говорил это с облегчением в голосе: в конце концов если сложности и были, то они уже позади.
— А вы часто вообще сюда приезжаете? Количество поездок не считали? — уточнил я.
— Приезжаю, количество не считал...— честно признался он.
— Аркадий Романович часто к нам приезжает,— сказал Леонид Рыженькин.— Чтобы придать ускорение.
И сразу же жестами рук объяснил, как это ускорение придается.
— Этот как в анекдоте «про конкретику», знаете? — обратился другой подчиненный к господину Ротенбергу. Тот был к анекдоту готов.
Сюжет был предельно прост: человек нанял мастера, чтобы он построил ему мост, благодаря которому он смог бы пойти на охоту, не испачкавшись в болоте. Дал денег, но он ничего за месяц не построил. Дал еще денег — и опять нет результата. И так на протяжении года. Потом поймал его, побил и приказал все сделать за сутки. Через сутки мост был построен.
Заканчивался анекдот так:
— Что произошло? Почему ты год ничего не мог сделать, а сейчас сделал? — Ну... Сейчас конкретика появилась!
Аркадий Ротенберг засмеялся: анекдот ему явно пришелся по душе.
Иван Сафронов, Краснодарский край