Как регулировать железнодорожные тарифы?
На 2025 год тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8% по предложению ОАО «РЖД». Действительно, факторы, способствующие этому повышению, имели место быть. Участвовал ли кто-то из заинтересованных организаций в заседании правления ФАС России – это имеет значение уже только для истории. А участники рынка могут сконцентрироваться на обсуждении подходов для будущих периодов регулирования.
Зимние парадоксы
Под конец 2024-го одни клиенты уверяли, что давно не видели такого размера предложений свободного парка и готовности к скидкам на него, как в декабре, а другие указывали, что в последний месяц года сложно было найти дешевый полувагон под гарантированную подачу в срок. В результате нижняя планка коридора колебания ставок ощутимо ушла вниз.
Порожние вагоны и как за ними охотятся
С неоптимальным использованием порожнего парка на сети борются уже давно. Однако если ранее меры, принимаемые перевозчиком, встречали понимание участников рынка, то с осени прошлого года его инициативы вызывают недоумение и зачастую активное неприятие как со стороны клиентов, так и операторов.
Удастся ли отыграть утраченное?
В 2024 году погрузка на сети РЖД сократилась до 1,18 млрд т, что на 4,1% меньше по сравнению с 2023 годом (однако почти соответствует уровню 2003–2004 гг.). Оптимистические прогнозы некоторых отраслевых специалистов на 2025 год пока выглядят не слишком убедительными.
Мир близок к Великой депрессии?
В наступившем году участников рынка грузовых перевозок ждет, во-первых, повышение налогов, а во-вторых, снижение спроса на их услуги. Этот год надо просто пережить, такое заявление сделали экономисты за деловым завтраком, который организовал «РЖД-Партнер» в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».