Еще несколько лет назад абсолютная монополия на предоставление услуг по подготовке цистерн под налив и передачу в ремонт принадлежала ОАО «РЖД». В 2009 году холдинг начал передавать имущество ППС в аренду на 10 лет на инвестиционных условиях. Таким образом, крупные игроки в сегменте перевозок нефтепродуктов получили доступ к инфраструктуре для подготовки собственного (и не только) подвижного состава. Сегодня, по словам ведущего аналитика AT Consulting Натальи Антоненко, рынок промывочно-пропарочных услуг представлен несколькими десятками различных предприятий. «Помимо ППС, услуги по подготовке цистерн предлагают пункты промывки-пропарки при вагоноремонтных депо, а также мелкие точки промывки котлов, расположенные вблизи ремонтных депо и станций налива предприятий нефтяной отрасли», – рассказывает она.
По наблюдениям эксперта, десяток крупнейших станций обрабатывает порядка половины от общего объема подготавливаемых цистерн. «Самый крупный игрок – АО «ПГК». Компания управляет семью ППС (на станциях Комбинатская, Никель, Зелецино, Сызрань-1, Осенцы, Новая Еловка, Татьянка). Их суммарная мощность составляет более 2 тыс. цистерн в сутки, а общая загрузка в 2015 году превысила 70%. В тройку лидеров по объемам подготовки цистерн в прошлом году также вошли ООО «Валэнси» (четыре ППС суммарной мощностью около 600 цистерн в сутки) и ЗАО «НефтеТрансСервис» (две ППС суммарной мощностью около 350 цистерн в сутки)», – пояснила Н. Антоненко.
Направления меняют цены
Затраты на обслуживание ППС традиционно складываются из арендных платежей, расходов на фонд оплаты труда, платы за материалы (пар, воду, электроэнергию и сопутствующие детали) и прочих затрат (на охрану труда и т. п.). Несмотря на то, что они везде примерно одинаковые, единого тарифа на услуги станций де-факто нет. «Стоимость услуг на промывку-пропарку варьируется. Как и цена любого другого продукта, она зависит от экономического состояния и удаленности того или иного региона. Например, на Восточно-Сибирской дороге цены выше, чем на объектах в центральной части России, так как многие предприятия, которые выпускают ту или иную продукцию для проведения промывочно-пропарочных работ, находятся в европейской части. Соответственно, увеличиваются расходы на доставку тары, что тоже влияет на конечную цену услуги для клиента», – комментирует коммерческий директор «СФАТ-Рязань» Игорь Форостянко.
На станциях, находящихся на пути следования большого числа нефтебензиновых цистерн (особенно вблизи пунктов слива/налива нефтегрузов), на обработку поступает значительное количество парка. «Крупные ППС привязаны к нефтеперерабатывающим заводам. Здесь они обслуживают цистерны, транспортирующие сырье и готовые нефтепродукты. Железнодорожный транспорт традиционно принимает на себя высокую долю перевозок светлых нефтепродуктов (по оценкам ОАО «АК «Транснефть», около 60%), а также мазута», – комментирует Н. Антоненко.
Половина от общего количества цистерн обрабатывается на Куйбышевской, Западно-Сибирской и Красноярской железных дорогах. «В прошлом году, по нашим оценкам, их доли составляли 26, 12 и 10% от общего объема промывки-пропарки цистерн соответственно. Качественных сдвигов в структуре обработки цистерн на ППС по регионам в этом году не предвидится. Возможно даже некоторое снижение загрузки ППС, например, по Куйбышевскому направлению, так как на многих заводах здесь уменьшился объем переработки. Но лидирующих позиций оно не потеряет», – прогнозирует эксперт.
Полный текст статьи см. в №19–20 (277–278) журнала «РЖД-Партнер»