«Как отразилась на нас проблема оформления порожнего полувагона? За январь 2025 года при среднесуточном нахождении 3140 вагонов на терминале всего 14% из них было оформлено по перевозочным документам. Это крайне низкое значение. Соответственно, весь остальной вагон стоял либо в неоформленных заготовках, либо в отклоненных заявках, в ожидании следующих ж/д суток – все мы жили в ожидании 18.00, чтобы узнать, принят вагон к перевозке или нет и как будем работать следующие сутки», – поделился директор департамента операционной логистики АО «ОТЭКО» Айрат Сабиров.
В качестве ответных действий на изменения, для повышения оперативной реакции и сокращения негативного влияния внешних факторов, были созданы оперативные штабы с операторами подвижного состава, что позволило улучшить совместное планирование работы; ежедневно запрашивались предоставленные операторам квоты РЖД, а на основе квот планировалась работа горочной системы, локомотивов и бригад для своевременного освобождения отправочных путей терминала; с РЖД усилили коммуникацию в части взаимодействия по перемещению вагонов по ПП РФ 1180.
Отдельно эксперт остановился на изменении принципа формирования поездов. По его словам, было исключено формирование на терминале поездов разборочного потока назначением на Северо-Кавказскую железную дорогу, увеличена доля формирования отправительских и технических маршрутов, исключая переработку маршрутов в пути следования до станций назначения.
«Исходящая маршрутизация порожнего вагона с нашего терминала навалочных грузов исторически составляла более 80%, а в марте подобралась к значению 90%. Мы полностью поддерживаем важность маршрутизации, это облегчает работу перевозчика и для операторов тоже является большим плюсом. Но в режиме регулировки мы столкнулись со следующей проблемой: когда формируем порожний прямой отправительский маршрут по заявке оператора, у него иногда не хватает квот чтобы оформить, например, 271 вагон, и половина маршрута оформляется, а половина вынуждена стоять ждать до 18 часов. В таких условиях высокой занятости инфраструктуры мы пошли на непопулярные меры – стали формировать технические маршруты, не дожидаясь 18.00, состыковывали несколько операторских компаний в один поезд, чтобы перевозчик мог оформить документ и забрать у нас поезд. Другими словами, начали работать в условиях обезличенного парка. 2-4 оператора «вставали» в один поезд, каждый выбирал свою квоту, поезд оформлялся и успешно уезжал», – пояснил А. Сабиров.
Еще одна мера, которая позволила сделать работу эффективнее – регулирование потоков груженой части назначением на терминалы с помощью СКПП. Это привело к сокращению бросания вагонов в пути следования и снижению нагрузки на инфраструктуру РЖД.