На данный момент на продление срока службы старых локомотивов действует отсрочка, которая продлится до 2 августа 2017 года. Ее предоставила коллегия Евразийской экономической комиссии своим решением № 75 от 14.06.2016 г. – несмотря на то, что в Минпромторге России выступали против такой уступки. По данным и. о. директора департамента транспортного и специального машиностроения министерства Всеволода Бабушкина, это отрицательно сказалось на программах развития локомотивостроительной отрасли.
В Минэкономразвития, в свою очередь, опасались, что поспешность в реализации намеченных планов могла привести к появлению дефицита локомотивов на сети РЖД. В Минтрансе полностью разделяли эту точку зрения. Поэтому и настаивали на том, чтобы отсрочку продлить до 2018 года.
Как пояснили в Дирекции тяги – филиале ОАО «РЖД», для обеспечения в полном объеме перспективных пассажирских и грузовых перевозок компания располагает достаточным инвентарным парком: в нем насчитывается более 20 тыс. локомотивов. При этом потребность в обновлении тягового подвижного состава, сформированная на основании прогноза динамики грузооборота и пассажирооборота на период до 2020 года, составляет в среднем 440 локомотивов в год.
«Эта потребность полностью обеспечена мощностями отечественных локомотивостроительных предприятий», – уточнили в Дирекции тяги и дали понять: если бы не отсрочка, холдингу пришлось бы закупать дополнительные машины уже в текущем году и в большом объеме.
Отметим, что до вступления в силу требований ТР ТС 001/2011 Дирекцией тяги было запланировано провести в 2016-м ремонт 1040 локомотивов с продлением их срока службы с целью обеспечения баланса парка магистральных и маневровых локомотивов ОАО «РЖД» в прогнозный период до 2025 года. Соответственно, в 2017–2018 гг. в планах компании модернизация локомотивов не значится – потребность в тяге обеспечат за счет продления срока службы указанных 1040 локомотивов в 2016 году.
Над путями необщего пользования сгущаются тучи
Намного хуже положение дел на путях необщего пользования. К 2020-му истекает срок службы у более чем 2400 (73%) локомотивов парка промышленных предприятий. По экспертной оценке, замена выбывающих машин новыми потребует от 1,5 до 3 лет.
Это означает, что собственники не смогут уложиться в отведенную для них отсрочку. Более того, инвестиций на обновление парков у большинства предприятий просто нет.
Возможные потери затронут перевозки продукции всех основных отраслей: угледобывающей (5%), горнодобывающей (3%), нефтяной (2%), металлургической (1%) и химической (0,4%). Запрет может повлиять на технологический процесс работы 70% подъездных путей промышленных предприятий.
Необходимо отметить, что более 90% упомянутых грузов невозможно пере-ориентировать на другие виды транспорта. Это, в свою очередь, только усугубит ситуацию.
В позиции страуса ППЖТ долго не устоять
Как отметил генеральный директор ООО «СЦ Промжелдортранс» Александр Маняхин, нельзя бесконечно продлевать срок действия переходного периода действия ТР ТС 001/2011. Ведь все формальности уже соблюдены. По поручению Минтранса России ФБУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» разработало документацию на модернизацию с продлением срока службы для основных серий локомотивов.
Вместе с тем, на IV Международной отраслевой конференции «Проблемы обновления парка тепловозов предприятий промышленности и железнодорожных администраций: вызовы текущей экономической ситуации, пути решения» представители ППЖТ настаивали на исключении из ТР ТС 001/2011 маневровых локомотивов промышленного транспорта и посоветовали разработать для них свой стандарт на модернизацию с учетом отраслевой специфики.
Прозвучало и другое предложение – вводить запрет поэтапно. Однако и та и другая меры не избавят промышленный транспорт от всех проблем. Единственный выход в такой ситуации – предложить собственникам тягового подвижного состава эффективную программу господдержки. Однако из воздуха она не появится.
Полный текст статьи см. в № 19 – 20 (277–278) журнала «РЖД-Партнер»